Секрет успеха от древних самураев 

Тайна сыщика Пуаро: он – самурай. Тайна загадочной книги Пуаро. Пуаро и Шерлок Холмс – в чём отличие?

ЧТО-НИБУДЬ Меняйлов представляет. КНИГА Пуаро пишет книгу странного содержания. Пуаро – всемирно известный сыщик, казалось бы, он должен был бы написать книгу о тех делах, которые он расследовал. Но Пуаро этого не делает. Он пишет толстенную книгу – увеличенного формата – с исследованием художественных произведений. Расписывает суть в этих произведениях происходящего.

Казалось бы, странное поведение – для Пуаро, великого сыщика, который познал тайны устройства психики людей, – но, на самом деле, поведение вполне объяснимо, если вспомнить японских самураев – или древнеегипетских жрецов. Начнём с самураев. В Японии в своё время немало лучших умов не пожалели сил исследовать откуда берутся победоносные воины. Исследования многих были соединены в «Бусидо» — «Путь воина». Другое название – «кодекс самурая». Из Бусидо мы узнаём, что для того, чтобы стать неуязвимым и победоносным, самурай должен изучать, среди прочего, смысл художественных произведений. То есть должен изучать вот эту книгу. ПУАРО КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ. Ну, не только эту книгу, но из этой серии. И именно эту тоже, потому что подобные книги крайне редки. Но только из книг этого типа, то есть в которых производится разбор шедевров, только и можно узнать устройство людей. В бою это знание необходимо. Противник совершает странное действие, к примеру, предпринимает психическую атаку, обороняющиеся от непонимания смысла теряются – и бегут, подставляют спину.

Но не только в стародавней Японии в наиболее романтический период её истории обнаруживается объяснение загадочной книги Пуаро. Ещё более подробное объяснение обнаруживается в древнем Египте, времён строительства пирамид. После путешествия Пуаро в Египет, а краткий эпизод этого путешествия показан в серии «Смерть на Ниле», в доме Пуаро, в котором лишних предметов принципиально нет, появляются странные предметы. К примеру, вот этот волк, явно египетского происхождения. Это в серии «Карты на стол» – серии о первом совместном расследовании Пуаро и мисс Ариадны Оливер. Интересно, что волка Пуаро гладит, держа в другой руке мемуары майора Деспарта. Майор Деспарт оказывается в числе подозреваемых в убийстве самого богатого человека в Лондоне – Шайтаны. ШАЙТАНА САМЫЙ БОГАТЫЙ

Подходов к оценке человека – любого – возможно всего два: обычный – и, совсем иной, жреческий. Можно, скажем, собирать на человека досье. ИЗ «КАРТЫ НА СТОЛ» О ДОСЬЕ Скажем, собирать сведения о его уголовном прошлом. Да, Пуаро этим занялся тоже. И выяснил, что уголовное прошлое у майора есть: майор застрелил мужа своей любовницы. УБИЙСТВО Причём застрелил позорным образом, в спину – как трус. Убил, а с любовницей договорился, что позорного убийства якобы не было, а муж в дебрях Амазонки умер от лихорадки. Любовница, само собой, любовника предала, и всю историю, чреватую для майора позором, тюрьмой и даже виселицей, выложила Шайтане. Отсюда и мотив майора желать Шайтане смерти.

А можно начать изучать человека совсем иначе. Вот так. ГЛАДИТ ВОЛКА. Этим, как мы видим, Пуаро занялся в первую очередь. Пуаро, концентрируясь на волке, как на одном из столпов священной пирамиды, изучает, принадлежит ли майор к этому жреческому сословию, к сословию Акел – или нет? Вернее, принадлежит ли майор – хотя бы на правах младенца – вообще хоть к

одной из четырёх естественных коллегий жречества, на которых покоится пирамида? Если оставить в стороне – пока – пятый элемент, то есть вершину пирамиды, то основание состоит из четырёх столпов. Каждый столп может быть уподоблен какому-нибудь животному. ЧЕТЫРЕ Один из столпов – волк. На принадлежность именно к этому столпу Пуаро майора Деспарта и проверял. Проверку майор не прошёл. Под героя и мужчину на все сто майор лишь кривлялся. Говнюк он, это майор, предатель, такой же, как его любовница, при которой он был подкаблучником. И жену себе выбрал такую же – но плюс ко всему ещё и убийцу. Хотя и не преднамеренную, но убийцу. Их совместное будущее предсказуемо. Майор – не волк, не Акела, не из коллегии жрецов. Под Акелу только кривляется – хотя и усердно. МАЙОР И ЛОШАДИ

В серии «Дупло», а эта следующая серия после египетских приключений Пуаро в «Смерти на Ниле», в доме Пуаро обнаруживается ещё и эта статуэтка. Пантера! Ещё одно животное из числа четырёх столпов основания Пирамиды. И не египетского происхождения. Стиль не египетский. И опять Пуаро этот второй символ поглаживает, размышляя над личностью скульпторши на предмет её жреческой перспективности. И она, скульпторша, этот тест прошла.

Из этих двух эпизодов со статуэтками можно сделать предположение, что Пуаро и в дальнейших сериях, прежде чем уделять время предполагаемому преступному прошлому того или иного человека, изучает его на предмет жреческой перспективности, к которой из четырёх коллегии он принадлежит – если вообще принадлежит хоть к одной. Человек, принадлежащий к жреческой коллегии, действует иначе, из иных мотивов, чем нулёвки, которые всего лишь простые предатели отца. А вот поведение принадлежащих зависит от типа коллегии. ОПЯТЬ ПАНТЕРА И ВОЛК Остаётся предположить, что в доме Пуаро можно обнаружить и символы оставшихся двух столпов пирамиды жреческого товарищества. Поищем медведя, лучше сказать, Балу. Медведи в виде статуэток в доме Пуаро не обнаруживаются. И правильно. Потому что есть это. Зеркала. Всякий раз, когда Пуаро подходит к зеркалу, он видит отражение Балу. Потому как сам Пуаро – из коллегии Балу. Человек, который может написать книгу смыслов для самураев. Может объяснять понятно. Не как преподаватель в школе или университете, которые апеллируют к памяти, к запоминанию, а совсем по-другому – к другой функции мозга, к пониманию. В доме Пуаро реальный Балу из зеркала несомненно лучше любого символа.

Из четвёрки священных животных пирамиды остаётся Каа, мудрый Каа. Статуэтка Каа в доме Пуаро не обнаруживается тоже. И правильно! Потому что в доме Пуаро много книг. Много полок и много книг. Но какие книги? Книги бывают разных типов. Есть логически-понятийные, профессорские, подобные пишет Балу – или кривляющийся под Балу. Пишущих фальшивки огромное число. Есть мемуары – их пишет Акела – или кривляющийся под Акелу – вроде майора Деспарта. Есть признания. Их пишут Багиры. Или кривляющиеся под Багиру.

Вспомним, что говорил Толстой Лев Николаевич: «в книгах из-под пера женщин интересно только одно – признания». А есть книги художественные. Их пишет Каа – или под Каа кривляющийся.

Шерлок Холмс, тоже знаменитый сыщик, тот, который расследовал простенькие дела, простенькие сравнительно с теми делами, которые расследовал Пуаро, художественных книг не читал. ЦИТАТЫ. А вот Пуаро – другое дело. Пуаро читал. Вспомним последнюю серию о Пуаро, в которой Пуаро сам совершает убийство. ПУЛЯ В ЛОБ В этой последней серии обнаруживается, что Пуаро может намного точнее процитировать Шекспира, чем вернувшийся из Южной Америки капитан Гастингс. ЦИТАТА

Шекспир – классика коллегии Каа. Могучий, мощный Каа. Шекспира считают величайшим драматургом. Но скандальным драматургом. Нулёвки Шекспиру ставят в вину – и это есть во всех энциклопедиях – что у него слишком много убийств. Убийств в поле зрения Шекспира так же много, как и вокруг Пуаро. И это не случайно. У проходящего посвящение, скажем, в коллегию Балу, есть проблема: ему надо где-то выяснить о жизни людей правду. А люди врут. Постоянно врут. Да и с какого такого перепугу им рассказывать тайны о себе? И других? Естественное оправдание беседы с хоть сколько-то мыслящим человеком, впрочем, по-прежнему, скрывая собственные тайны – это если идёт расследование убийства. В этом случае оправдано даже перекрёстное дознание. Вот Каа Шекспир и Балу Пуаро и окружены убийствами. Кстати сказать, и Багира мисс Ариадна Оливер тоже окружена. Акела тоже не отстаёт. Вот как в Египте в поле нашего зрения появляется Акела полковник Райс. ФОТО ФАС Он на одном из верблюдов. СКАЧЕТ. УЖЕ НАЧАЛОСЬ

Акела-полковник прибыл поучаствовать в организации коллективного разума под предлогом расследования убийства. Возможно, издалека. Полковник ещё прежде сообразил, что жизнь заботится, чтобы у Пуаро всегда был повод допрашивать людей, причём перекрёстно. Вот полковник и седлает верблюда и мчится через пустыню – помочь и подрасти самому. ЧАСТЬ ПОВТОРИТЬ Полковников вокруг пруд-пруди, и им никто, собственно, искренне не рад, а Пуаро был рад и притом искренне именно полковнику Райсу. Потому что полковник Райс – Акела. А сам Пуаро – Балу. Соединение жреческих коллегий и есть настоящее товарищество.

Действительно, настоящая дружба, она же жреческое товарищество, это всегда объединение разнородных элементов, разных столпов – одной пирамиды. У каждого столпа свой сектор деятельности. И каждый не имеет права – да и толком не может – заниматься тем, подо что заточен другой – ибо тем разрушает принцип естественности. В человеческом организме почке ни за что не справиться с функцией сердца, а сердцу ни за что не справиться с функцией печени. Акела может, конечно, написать книгу под стиль Каа – для-ради обучения в пятый элемент – но потом эту книгу необходимо сжечь. Пуаро, вот, не пишет художественных произведений, потому что он не Каа. И мемуаров не пишет, потому что он не Акела. Пуаро, как и всякий настоящий Балу, занимается разбором того, что в состоянии лучше остальных различить Каа. КНИГА ПУАРО Каа, вроде Шекспира, создаст образ, СТРЕЛКА НА СХЕМЕ Багира подметит в происходящем внутри образа Каа Центр Тьмы, обычно скрывающийся под той или иной маской, а Балу, опираясь на разработку Багиры, создаст полное описание закономерностей и тенденций. И, наконец, Акела, опираясь на разбор Балу, шагнёт в своей практике дальше, за грань прежде достигнутого – и тем даст материал для Каа. Спираль. У каждого своя функция, и понимание своего места внутри Структуры даёт возможность для полнокровной дружбы – как следствие, и для ускоренного развития. Именно по этой логике Пуаро, работая над книгой, будет анализировать не свои следственные мероприятия, пусть и умопомрачительно красивые, а художественные произведения детективного жанра – понятное дело, психологически достоверные, из-под пера Каа.

Соответственно, и другие столпы тоже будут действовать, с точки зрения бытовой, странно. Скажем, Каа не оставит мемуаров и ровным счётом ничего не напишет профессорского о системе своих знаний. Именно так и поступил Шекспир. Не написал о себе ничего и не оставил даже обрывка философского трактата. Чем почти всех удивляет. И точно такую же загадку оставил после себя и товарищ Сталин. Товарищ Сталин не оставил мемуаров, хотя с этим жанром был знаком

великолепно: читал очень много, около 400 страниц ежедневно, был обладателем громадной библиотеки – казалось бы, все предпосылки для написания мемуаров. Сверх того у товарища Сталина была интереснейшая биография. Чего стоит его жизнь среди шаманских народов Севера и Сибири. Шаманы ещё до 1917 года приходили к сосланному Сталину издалека – учиться, но не лекции слушая, а путём создания полноты товарищества. Казалось бы, с точки зрения бытовой, кому как не Сталину описать свою жизнь не только в виде мемуаров, но и в виде учебника по шаманскому мировоззрению? Но Сталин в этих жанрах не пишет ни строчки. Потому что Сталин – Каа. Как Шекспир и Лев Толстой. А ведь Толстой только опозорился, на старости лет начав работать в жанре философии, то есть на поле Балу. Опозорился. И тем только уронил своё влияние как художника.

О том костре, у которого сидели Сталин и приезжавшие к нему шаманы, приезжавшие порой издалека, более чем за 1000 километров, мы узнать можем. Источники есть. Сидели вокруг костра. Скорее всего, в молчании. Или слушая притчи Сталина. А костёр, понятно, был шаманский, особой формы – с тем же смыслом, что и пирамиды. Смотришь на огонь и размышляешь о достоинствах других и о соединении в товарищество. О форме сталинских костров мы можем узнать, среди прочего, и по пионерским кострам. О них мы можем прочесть в школьном сочинении Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. Пионерские лагеря при Сталине были совсем с другим смыслом, чем после смерти Сталина. При Сталине костры разводились каждый вечер – каждый! – и к ним приглашали героев, писателей, учёных. Зоя вспоминала, что у этих костров особенно хорошо думалось. Особенно хорошо ду-ма-лось! Сила мысли настолько отличалась от той, какая случается по обычной жизни, что костры запоминались – надолго. Мать Зои Космодемьянской в своих мемуарах, в главе «Взвейтесь кострами синие ночи», писала, что о разговорах у этих костров Зоя вспоминала всю зиму – до следующего пионерского лагеря. Так же относился к кострам и брат Зои – Шура Космодемьянский, тоже Герой Советского Союза. И вообще, именно выросшие из сталинских пионеров и брали Берлин. НЕМНОГО ВЗЯТИЯ.

Шаманский костёр был для пионеров их центральным символом – что и отобразилось в пионерском значке. Бывавшие в антисталинских пионерлагерях настоящих пионерских костров не знали, им соприкоснуться с ними не позволяли – что смешно, ведь изображение костра ещё оставалось у каждого пионера на груди, на значке. ПОЯВЛЯЕТСЯ С ЛЕНИНЫМ Надо, конечно, учитывать, что на пионерском значке Ленин появился только в 1962 году, при Хруще, волею Хруща. А при Сталине пионерский значок был настоящим, подлинным, подменён только, как мы уже сказали, Хрущём. Подменили при Хруще и сам костёр. Вместо маленькой пирамидки, вокруг которой уютно сидеть, стали наваливать огромных монстров, жар от которых перечеркивал саму возможность разговора.

А ведь в шаманском костре самое главное — это разговор в состоянии коллективного разума.

Зоя Космодемьянская писала, цитируем: «После костра ещё больше понимаешь, как славно жить в лагере, и ещё больше хочешь дружить с товарищами». Всё чётко. Больше хочешь дружить. Герой, писатель, учёный или Багира у костра были как бы пятым элементом, и, если пионеры относились к пятому элементу с уважением, то выстраивалась священная структура, ведь дети-то разные, с потенциалом всех четырёх коллегий. Без уважения к герою и не узнать, что, не считая наоборотнических глюков, на всё есть четыре взгляда – и все они верные. А полнота видения – в единении с участием пятого элемента.

Словом, ещё вопрос, что первично: пирамида или особым образом – по-шамански – сложенный костёр с приглашённым к огню героем, писателем, учёным или Багирой. Настоящими, не

поддельными – не фальшивыми, как искривлявшийся под супермена майор Деспарт или хрущеноиды.

Книга Пуаро бесценна. Это мечта. Воспоминание о будущем. Да, в древности был такой философ – Гераклит Эфесский. Из царского рода – но он оставил всё, что мешало думать, и переселился жить на дикий берег моря. В этих условиях он и написал книгу, очевидно, того же типа, что и Пуаро. Это о книге Гераклита Сократ говорил, что то, что он в ней понял – прекрасно, а что не понял, видимо, ещё прекрасней. Книга сгинула, когда толпа подкаблучников с шлюхами на шее разрушила храм Чистой Деве, в котором эта книга хранилась. Сейчас из сочинений других философов выбирают цитаты из той великой книги Гераклита и пытаются соединить их вместе. А как соединишь, если Гераклит анализировал образы разных Каа, а их философы или лжефилософы не цитировали? Но из сохранившегося, однако, понятно, что, Гераклит писал об особом значении в жизни людей огня, особого огня. Огня от костра, который изменял сидящих вокруг ещё и потому, что был сложен особым образом – по-шамански. Или по-сталински. Впрочем, можно сказать, и по-самурайски.

Пуаро носит маску, а маска всегда противоположна внутреннему содержанию. Так вот, если с Пуаро снять маску человека до крайности зависимого от удобств цивилизации, то не аскета ли Гераклита мы под ней обнаружим? КЛИП КОРОТКО ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ ПУАРО Всё это игра. Вот Пуаро демонстрирует, что он брезгует прикасаться к перилам. ЭПИЗОД Но вот Пуаро никто не видит, и он пользуется перилами без тени брезгливости. 2 РАЗА Но всё ещё более рельефно. Когда Пуаро демонстрирует брезгливость, он — в перчатках. А когда играть роль нужды нет он берётся за перила голыми руками.

Ни Гераклит, ни Пуаро уж точно не японцы, но жили они согласно кодексу самурая. Повторимся: Из Бусидо можно узнать, что для того, чтобы стать неуязвимым и победоносным, самурай должен изучать смысл художественных произведений. То есть должен изучать вот эту книгу. ПУАРО КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ. Ну, не только эту книгу, но из этой серии.

Пуаро не единственный Балу в истории человечества. К тому же есть немалое число вновь появляющихся художественных произведений, о которых представители жреческих коллегий Акела, Каа, Багира – и молодые Балу тоже – хотели бы услышать мнение поседевшего Балу. Это нулёвкам голос Балу по барабану или даже бесит, ведь электорат от фильмов и книг хочет торчать, а Балу торчать мешает. А вот жречество ждёт полноты понимания. Но полнота подразумевает полноту спирали. Вот, скажем, современные реконструкции знаменитого восстания Спартака.

Об этой истории знают преимущественно по экранизации книги Рафаэлло Джованьоли «Спартак». Это нечто вроде дамского романа. По нему и снимаются сериалы. Мало кто знает, что был совсем другой «Спартак» – из-под пера Говарда Фаста. Американца, но лауреата Сталинской премии. ЛАУРЕАТСКИЙ ЗНАЧОК Это уже не дамский роман. Совсем не дамский. Не случайно экранизировал его гений кинематографа Стенли Кубрик. Гениальный образ, в котором расследуется убийство Спартака на кресте. Наш ролик об этом называется «Ланиста Ботиата». Каким образом удалось Спартаку попасть на крест?

О египетских жрецах есть книга поляка Болеслава Пруса. «Фараон», 19 век. Классический дамский роман, замаскированный под исторический. Но у поляков считается классикой. А в 1966 году тоже поляк, но, наоборот, сталинской закваски Ежи Ковалерович экранизировал полностью противоположную по смыслу историю – но с теми же персонажами и под тем же названием – «Фараон». Был бы жив Сталин, Ковалерович за свой шедевр тоже бы получил Сталинскую

премию. Наш ролик по этому шедевру называется «Херхор». Почему так странно подводил себя к собственному убийству молодой фараон? Именно так: сам себя. Не без помощи, конечно.

Ещё есть наш ролик «Замаскированный командный пункт уничтожен». Это по книге «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, в которой рисуются не только убийства, но и сообщество убийц. БАЛ САТАНЫ

А вот ещё. «Принцип «трахни меня» на войне и в жизни («Золушка»)» Это наша гордость. Не самая главная, но гордость. Золушка. НАЧАЛО ФИНАЛЬНОГО КЛИПА ПОТОМ МИНУЯ ВОЙНУ ТЫ ЖЕ НЕ ЗНАЕШЬ КОДА ОТКЛЮЧЕНИЯ И ДО КОНЦА

А вот ещё симпатичнейшие убийства. «Как правильно расстреливать». ПОЯВЛЯЕТСЯ КОРОБОЧКА «КАК ПРАВИЛЬНО РАССТРЕЛИВАТЬ» И МЕЖДУ КОРОБОЧКАМИ НАЧАЛЬНЫЙ КЛИП. СКАЖЕМ, ПРИГОТОВИТЬСЯ К БОЮ. ДО ВСТРЕЧИ НА БЕРЕГУ

Далее

Опубликовано вЗакон и право, Культура и искусство, Отзывы обо всём

Войти с помощью