О признании жилого строения пригодным для проживания …

… возложении обязанности предоставлении на него адресной информации.После неоднократных мытарств моей будущей клиентки которые были на протяжении нескольких лет, по государственным органам и посещения разного рода юристов и адвокатов, ко мне за правовой помощью обратилась некая гражданка К., жительница Москвы, с просьбой оказать помощь в виде юридической услуги которую ей не мог оказать ни кто , которая состояла в узаконивании за ней права о признании ее строения жилым, с возможностью постоянного там проживания и предоставления ей на него адресной информации.
Проведя по всем предоставленным данной клиенткой документам правовой анализ, стало видно, что на основании решения Раменского городского суда Московской области от 16.11.2016г. вступившего в законную силу 17.12.2016г. моя клиентка является собственником земельного участка, о чем также подтверждает выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости выданная данной клиентке 23.01.2017г. значащейся под кадастровым номером ____________, за №______, общей площадью – 825 м. 2, которая была выделена ей для строительства дачного дома и ведения подсобного хозяйства, расположенного по адресу: область Московская, район Раменский, сельское поселение Никоновское, д. Липкино.
Данный земельный участок от 11 ноября 2013г. в дальнейшем ее был поставлен на кадастровый учет, после чего было проведено его межевание с присвоением кадастрового номера ____________, на основании чего был выдан кадастровый паспорт за № МО-15/3В-14004. Все это подтверждает то, что границы данного земельного участка были официально сформированы, межевание было проведено, согласовано со смежными землепользователями, при этом была утверждена схема его расположения на кадастровой карте территории, произведен кадастровый учет, утверждена схема расположения земельного участка по адресному ориентиру на кадастровой карте территории, и был присвоен кадастровый номер, лишь только после ей был выдан кадастровый паспорт на данный земельный участок.
Несмотря на наличие данных правовых документов эта женщина вынуждена была неоднократно обращаться в компетентные органы по вопросу получения разрешения на строительство дома на своем земельном участке, и признания за нею права собственности на дом который был расположен на нем, который по всем строительным параметрам был пригодным для постоянного проживания в нем.
Однако Администрацией Раменского муниципального района Московской области, моей клиентке  всегда давался мотивированный отказ, состоящий из того, что якобы у нее отсутствуют документы, дающие ей право на строительство дома на данном земельном участке. Что однако не соответствовало действительности, поскольку он был построен на основании официального разрешения, а именно Постановления Администрации Никоновского сельского округа Раменского района Московской области от 13 марта 1997г. за №34, которым еще ранее он был предоставлен клиентке в собственность данный земельный участок для ведения подсобного хозяйства с правом строительства жилого дома.
В силу данного разрешения дом был полностью построен и оборудован всеми необходимыми для постоянного проживания условиями: что соответствует основным требованиям, предъявляемым законодательством РФ к жилым домам, соответствует требованиям предъявляемых к нему пожарной безопасности и строительных норм и правил, является новым, все конструктивные элементы выполнены из качественных материалов и имеют степень физического износа, не превышающую 5 — 10%, имеет электричество, печное электро-отопление, для приготовления пищи используется газ в баллонах, на земельном участке колодец — скважина с питьевой водой (вода заведена в дом), туалет- септик находится в доме, горячая вода (электро- котел), душ.
В указанном доме моя клиентка часто проживала вместе со своею дочерью и потому изъявила  право встать там на постоянный регистрационный учет. Однако по вине администрации она необоснованно была лишена данной возможности, поскольку при последующем обращении в Отдел УФМС России по Московской области по Раменскому муниципальному району с просьбой о регистрации ее в своем спорном жилом строении, по месту жительства, ей в этом категорично было отказано, при этом было указано, — до установления факта признания дома пригодным, для постоянного проживания и внесения сведений в ИФНС об адресе жилого дома не возможно осуществление регистрации по месту жительства. При последующем обращении моей клиентки вновь в администрацию Раменского муниципального района Московской области, Никоновского с/о на территории которого находится д. Липкино, ей также в устной форме было отказано в присвоении адреса, со ссылкой на п. 21 ч. 1 ст. 14 ФЗ N 131 от 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления». Полагая что данный отказ не соответствует требованиям действующего закона и потому мною было рекомендовано своей клиентке все эти действия обжаловать через суд, поскольку со стороны администрации по месту нахождения ее земельного участка идет грубое нарушение ее конституционных прав.
С этой целью мною в дальнейшем были собраны необходимые документы — доказательства и было составлено исковое заявление для подачи в суд, в котором было указано, что данный отказ администрации не основан на Законе, что распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 года N 1011-р, органам местного самоуправления рекомендовано предоставлять ФНС России адресную информацию. Кроме того в силу  абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садовый земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
При этом статья 1 указанного Закона закрепляет основные понятия, используемые для целей данного Федерального закона. Абзац второй, раскрывая содержание понятия садовый земельный участок», определяет его целевое назначение и одновременно указывает на право возведения жилого строения, предопределяя тем самым и целевое использование этого жилого строения для отдыха, которое соответственно может быть, не только местом пребывания, но и местом постоянного проживания, что не исключается.Моей клиентке как собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, а потому она вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ей имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (пункты 1 и 2 статьи 209 ГК РФ).
При этом гражданское законодательство также, не предполагает введение ограничений, касающихся предельных размеров жилых строений, возводимых на садовых земельных участках, однако требует при этом от собственника земельного участка соблюдения строительных норм и правил (пункт 1 статьи 263 ГК РФ). В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1).При этом Федеральным законодательством определено место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 ГК Российской Федерации), поскольку именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором, т.е. предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства. При осуществлении правового регулирования в указанной сфере федеральный законодатель связан также требованиями статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой государство обязано гарантировать каждому равенство прав и свобод перед законом независимо от места жительства, и ее статьи 55 (часть 3), согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только соразмерно конституционно значимым целям.
Предоставляя моей клиентке  как собственнику данного земельного участка для ведения подсобного хозяйства ей одновременно было дано право предыдущей администрацией района с 13.03.1997г. на строительство жилого дома, также дано право осуществлять его перестройку или снос, разрешать строительство на данном земельном участке другим лицам, пункт 1 статьи 263 ГК Российской Федерации. Одновременно на мою клиентку было возложено обязательство соблюдать помимо градостроительных и строительных норм и правил требования пункта 2 статьи 260 данного Кодекса об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением. Между тем согласно его статье 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам, в частности жилой зоне и зоне сельскохозяйственного использования (пункт 1), причем земельные участки в населенных пунктах в составе зоны сельскохозяйственного использования (в отличие от земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых, как указано в статье 77, для нужд сельского хозяйства) используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11).
С учетом того, что Градостроительный кодекс Российской Федерации позволяет включать в состав жилых зон зоны застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, а также зоны жилой застройки иных видов, возникают практически идентичные правовые режимы земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства и для ведения дачного хозяйства, на которых фактически возведены индивидуальные жилые дома. Одним из принципов, на которых основывается Земельный кодекс Российской Федерации и иные акты земельного законодательства, является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Одновременно в земельном законодательстве и в законодательстве о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан сохранен принцип целевого использования садового земельного участка, при том, что гражданским и жилищным законодательством возможность использования жилых строений в иных, помимо отдыха граждан, целях, в том числе для постоянного или преимущественного проживания, не исключается. Таким образом, строение в котором моя клиентка часто проживала, имеет статус жилого, при этом оно в установленном порядке было уже зарегистрировано, следствием чего предполагает для нее возможность не только временного, но и постоянного проживания в нем.
А потому одним из элементов ее правового статуса как гражданки РФ является ее право на выбор места жительства. При этом местом жительства моей клиентки как гражданки является то место, где она постоянно или преимущественно проживала, а потому имела законное право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственника, нанимателя или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не связывает право на регистрацию по месту жительства ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с определенным целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 г. 13-П, место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью не только в целях административного учета во избежание осложнения деятельности органов публичной власти, которые должны располагать достоверной информацией о том, где фактически проживает гражданин, а не где он формально зарегистрирован в силу невозможности регистрации по фактическому месту проживания, но и в целях использования такого правового средства, как регистрация, в качестве юридического факта, встроенного в механизмы правового регулирования в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений. Кроме того, поскольку право на свободу выбора места жительства не исключает выбор постоянного места жительства, находящегося за пределами населенных пунктов, и поскольку понятия «место пребывания» и «место жительства» определены в Законе Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» вне привязки к населенному пункту, регистрация граждан, при том что она носит обязательный характер, должна осуществляться независимо от местонахождения соответствующего жилого строения (при условии, что оно пригодно для постоянного проживания.
Отсутствие регистрации по фактическому месту жительства хотя и не является непреодолимым препятствием для реализации гражданином принадлежащих ему прав, но — применительно к конкретным правам и конкретным обстоятельствам — может, с одной стороны, создать такие неудобства в процессе право пользования, требующие дополнительных усилий, которые повлекут ограничения этих прав, несоразмерные конституционно значимым целям, а с другой стороны — привести к нарушению прав и свобод других лиц, что недопустимо в силу статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, и в конечном счете воспрепятствовать созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на которое направлена политика Российской Федерации как социального государства (статья 7, часть 1, Конституции Российской Федерации).
При этом Конституционный Суд РФ также закрепил, что собственникам земельных участков относящихся к землям сельскохозяйственного назначения следует учитывать, что регистрация по месту жительства в расположенных на них пригодных для постоянного проживания жилых строениях не приводит к приобретению соответствующей территорией статуса населенного пункта и, следовательно, не возлагает на органы публичной власти обязанности по ее благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур, за исключением решения вопросов, непосредственно связанных с осуществлением основных прав и свобод человека и гражданина. В последующем данные исковые требования истицы судом в полном объеме были удовлетворены, при этом на Администрацию Раменского муниципального района Московской области суд возложил обязанность по предоставлению в ИФНС России по г. Раменское достоверную информацию об адресе дома.
Одновременно данное дачное домовладение моей клиентки, судом было признано жилым помещением, пригодным для постоянного проживания.

 

Опубликовано вМнения пользователей, Прогресс-проекты, Проф. публикации

Комментарии

  1. Янкин Александр Семенович, Московский юридический кабинет "Защита" Юрист сообщение автор

    Добрый день, огромное спасибо ВАм за то что вы не равнодушны к моим публикациям, если есть проблемы или вопросы обращайтесь, и тогда мы вам обязательно постараемся помочь, с уважением Александр Семенович!

Войти с помощью