Все мы можем припомнить беседы на работе, которые обернулись вовсе не так, как нам того хотелось бы. Порой мы не понимаем, почему они прошли не так, как было в наших задумках. Беседа — вещь весьма тонкая, и вдобавок подвержена влиянию значительного числа внешних факторов. Мало кто из нас прошел подготовку по искусству ведения продуктивной беседы. Умение вести разговор совершенствуется нами в течение всей жизни и, как правило, с возрастом.
Возможно, главная проблема в том, что разговоры быстротечны. В ходе беседы трудно анализировать, как мы ее ведем, — не говоря уже о выработке путей ее улучшения. Одно неверное движение, сделанное под влиянием момента, — и разговор в считанные секунды отправлен в смертельное пике.
Давайте поговорим о наиболее распространенных причинах, по которым разговоры терпят неудачу, чтобы не допустить этого в наших будущих беседах. Обобщенно такие причины можно разбить на три большие группы:
— обстоятельства, при которых проходит разговор;
— отсутствие навыков;
— неверные допущения.
Обстоятельства, при которых проходит разговор.
Многие беседы терпят неудачу из-за неблагоприятных для их проведения обстоятельств. Например:
— недостаток времени;
— неподходящее время;
— неудобное место;
— недостаточная конфиденциальность.
Иногда проблема просто в том, что разговор не может состояться. Это одна из наиболее распространенных жалоб в отношении менеджеров — их никогда невозможно найти,- чтобы поговорить с ними. «Я никогда его не вижу»; «Она не имеет ни какого представления о том, что я делаю»; «Он просто отказывается слушать».
Отсутствие навыков
Любая беседа сопровождается жестами, мимикой и проявлениями внимания. Мы пользуемся ими не задумываясь. Обычно они значительно облегчают ход беседы. А при их отсутствии беседа может оказаться короткой и непродуктивной. К числу некоторых из этих отсутствующих навыков можно отнести:
— ведение беседы в неподходящем месте;
— неумение слушать;
— недосказанность;
— склонность выражать свои мысли скорее завуалировано, а не напрямую;
— ведение разговора с использованием абстрактных идей вместо конкретных деталей;
— одностороннее доминирование в разговоре;
— попытки разрабатывать идеи, не имея для
этого достаточного фактического материала;
— неумение обобщать;
— отказ признать то, что говорит другой человек;
— прекращение разговора без подведения итогов или принятия решения, что делать дальше.
Неверные допущения
Все разговоры начинаются с допущений. Если мы оставим их без ответа, то очень скоро последуют недоразумения и конфликты. Например, мы можем предполагать что:
— мы оба знаем, о чем мы говорим;
— нам надо прийти к согласию;
— мы знаем, как другой человек смотрит на эту ситуацию;
— нам не следует открыто проявлять свои чувства;
— в возникновении данной проблемы каким-то образом виноват другой человек;
— мы можем быть правдивыми до жестокости;
— нам надо решить проблему другого человека;
— мы правы, а они нет.
Под слоем этих допущений могут лежать другие, более глубокие: мысленные стереотипы о природе данной проблемы, о бизнесе, в котором мы работаем, о нашей роли менеджера. Чем больше мы думаем о стереотипах, лежащих в основе наших бесед, тем больше они нас убеждают!
Зачастую переговоры полностью проваливаются, превращаясь в конфликт между такими мысленными стереотипами. Вместо достижения полезного или продуктивного решения мы пытаемся использовать наш мысленный стереотип для того, чтобы одержать верх в беседе и доказать превосходство своего примера над примером оппонента. Подобная беседа-противостояние является одной из главных причин нулевого результата.
Опубликовано вБизнес-публикации, Визитки компаний, Закон и право, Проф. публикации, Психология личности, Рекламные статьи
В служебных отношениях для качественной работы всегда надо выделять время для того, чтобы сотрудники могли полноценно высказывать свою точку зрения. Без этого нормальная работа невозможна.
Последний разговор с моим руководителем тоже не сложился. И по причине, который указали вы верно в одном из пунктов. Недостаточная конфиденциальность. Разговор был услышан теми, кто не должен был его услышать.
Со временем опыт бесконфликтного общения будет приходить к каждому. Самое главное – всегда сохранять хладнокровие и быть сдержанным.
Спасибо за статью. Иногда мне действительно не достаёт опыта общения и деловые отношения не идут и встают на месте. А это пагубно в первую очередь для меня.