Из истории армян Мангышлака 

Освоение западных земель

В первые годы освоения Казахстана вместе с русским войском передвигались все возникшие вокруг селения. Буквально на пустом месте основывались военные лагеря или административные пункты, и на их базе возникали первые города. Такова и история рождения современного города Форт-Шевченко Мангышлакской области. В 1846 году на полуострове Мангышлак основали Новопетровское укрепление с тремя оборонительными башнями, которое стало царским форпостом России на Каспии (в 1857 году оно переименовано в Форт-Александровский). Его связь с внешним миром поддерживалась только морским путем, да и то лишь в период навигации, а с октября по апрель почтового и другого сообщения с материком не было. «Небольшая каменная церковь, комендантский дом, караульный дом, госпиталь и несколько каменных флигелей для помещения нижних чинов и офицеров — вот все, что находилось в крепости… — вспоминала дочь новопетровского коменданта И. Ускова. — Около крепости, под горой, несколько армянских лавок, а кругом голая степь и ни признака растительности».

Рядом с укреплением возник поселок Слободской — армянская слобода, в которой к 1 сентября 1874 года проживало 88 лиц армянской национальности. Их община сформировалась преимущественно из купцов и ремесленников, имела старосту и свою национальную школу. В архиве сохранился рапорт (июнь 1878 г.) о решении Общества армянской слободы «построить школу за счет городской суммы армянского общества»4. Помимо астраханских армян, живших в слободе, торговлю вели и тифлисские армяне. Они поставляли продовольственные припасы, спирт, фураж для войск на Мангышлаке и для гарнизона форта.

В числе первых армянских поселенцев в Закаспии были и образованные люди, многие из которых поступали на государственную службу и принимали участие в торгово-экономической деятельности. Благодаря своему трудолюбию, предприимчивости, знанию языков, нравов и обычаев восточных народов армяне были своеобразными посредниками между европейским и азиатским, христианским и мусульманским населением. Особо следует отметить их активное участие в строительстве Закаспийской железной дороги, таможен и пограничных постов, церквей и мечетей, школ и больниц, частных домов и государственных учреждений. В Новопетровском укреплении была построена церковь, названная Петропавловской в честь апостолов Петра и Павла. По свидетельству местных историков, сотрудников музея, церковь построена армянами, на деньги армянских купцов. По архитектурному стилю она не является типично армянской, но по своему облику сродни армянской церкви святой Екатерины на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, которую в свое время построили армянские купцы братья Лазаревы.

Церковь всегда играла важнейшую роль в жизни армян. И здесь, действуя совместно с армянским купечеством и интеллигенцией, она стала настоящим духовным стержнем национальной жизни общины. Все сколько-нибудь важные вопросы: брак, рождение, смерть, помощь бедным и беженцам, образование, связь с родиной — были сферой ее компетенции. В начале 90-х годов все духовные учреждения края находились в ведении Астраханской епархии. По сохранившимся свидетельствам, в 1852 году в укрепление приехал священник Астраханской армяно-григорианской церкви — Миней Мхитаров «…для исполнения христианских треб к жившим в укреплении армянам. Это был замечательно умный и образованный человек, не католик, а григорианец и говорил по-русски в совершенстве»5.

Из Закаспия миграция армян развивалась в глубь Средней Азии: в Чимкент, Мерв, Чарджуй, Самарканд, Ташкент и другие города. Первоначально пребывание армян в крае носило временный характер, однако очень скоро большая часть переселенцев осела прочно, перевезла семьи, обзавелась собственными домами.

Город-форпост Гурьев

Гурьев (ныне Атырау) основан в 1640 году для установления дипломатических и торговых отношений со странами Азии. Одновременно он должен был играть роль военно-стратегического центра колониальной политики царизма, направленной на захват земель вдоль реки Яик (Урал) и укрепление господства на Каспийском море. В конце 30-х годов XVII века, Московия отдает в откупное содержание рыболовные угодия Яика и воды Эмбы купеческой семье Гурьевых — выходцев из зажиточной ярославской посадской верхушки. Их богатство создано благодаря широким торговым операциям: они ездили и посылали своих агентов «в сибирские города, и в Казань, и в Астрахань, и за море со своими товарами»6.

В устье реки Яик промышляли рыбной ловлей, оттуда шла зернистая и паюсная икра, красная рыба. Для защиты от набегов кочевников, донских и яицких казаков в 1640 году Гурьевы возвели деревянный острог, получивший название Усть-Яицкий городок (будущий город Гурьев). Он и стал одним из первых русских поселений на территории Западного Казахстана. А строительство каменного города закончилось в 1662 году. В последнюю треть XVII века и в начале XVIII века Гурьев был крупной пограничной крепостью.

Первые сведения о торговых операциях в остроге относятся к 1643 году. На войсковой территории острога существовала Гурьевская ярмарка, на которую съезжались торговые люди со всей России, а также астраханские купцы. Для развития на нижнем Яике «заграничной» торговли с кочевыми народами прикаспийских степей в 1685 году в Гурьеве была создана таможенная застава. После добровольного присоединения Младшего жуза к России (1731 г.), торговля сыграла важную роль в становлении добрососедства и дружбы между народами Прикаспия. А коммерц-коллегия с 1734 года установила размер таможенных, кабацких сборов с Астрахани, Красного Яра и Гурьева в сумме 85 403 рублей 14 копеек и указала, что сбор этот будет осуществляться непосредственно на местах. Выделение Гурьева наравне с Астраханью, крупным по тому времени городом, подтверждает, что он также был торговым центром Прикаспия. В 1744 году по указу Сената в Гурьеве, на левом берегу Яика, открыли меновой двор, где торговали дважды в год — осенью и зимой. Казахи пригоняли скот, привозили сырую кожу, шерсть, мерлушку, а российские купцы — товары, необходимые степным жителям: хлеб, чай, табак, ткани. 5 января 1748 года казахи Младшего жуза (три тысяч кибиток) во главе с Исет-батыром прибыли к Гурьеву и обратились с просьбой разрешить им торговать с русскими и калмыками. Официальные власти не препятствовали в этом деле, так как считали, что когда казахи «в близости к русским крепостям кочуют, то спокойнее бывает и к предерзостям замыслов не имеют».

Проникновение товарно-денежных отношений в казахстанскую степь положительно сказывалось на развитии торговли российских купцов с казахами Зауралья. Данные переписи за 1897 год свидетельствуют, что в Гурьеве к тому времени проживало 9 322 человека. Роль города в низовьях реки Яик очевидна.

Развитие экономики в крае начинается с 60-х годов XIX века, когда в Закаспийской области стали вести поиск полезных ископаемых. В 90-х годах были открыты большие залежи нефти и различных руд, которые начали разрабатывать русские и армянские промышленники. Нефть встречалась на острове Челекен (с 1876 г.) и на горе Нефтедаг. «Нефтяная горячка», охватившая западную часть Закаспия, привлекла много пришлых людей, в том числе и состоятельных армян7.

В 1873 году армянский купец из Астрахани Н.И. Артемьев впервые организовал перевозку из Баку в Астрахань нефти и нефтяных остатков наливом в цистерны на морских судах. А.И. Манташев8 в 1899 году основал в Баку нефтепромышленное общество «А.И. Манташев и К°», он же состоял акционером «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель», созданного в 1879 году. У А. Манташева было три брата, которые также входили в число крупнейших нефтепромышленников. Во всех волжских городах были представительства и пристани нобелевского предприятия. Товарищество даже построило свой город — в 1881 году у Астрахани, на правом берегу Волги, вырос крупный поселок, получивший название «Нобелевский городок». Здесь располагались пристани, цистерны для хранения керосина с подземными трубопроводами для подачи нефтепродуктов, механическими мастерскими и плавучим доком. Широко был известен и другой крупный нефтепромышленник-миллионер из армян С.Г. Лианозов9, создавший нефтяную компанию «Лианозов и К°».

Свои взоры нефтяные магнаты устремили и на Казахстан, где на Карачунгуле (Эмбинский, ныне Жылыойский район) в 1899 году забил первый нефтяной фонтан. Скважина подтвердила наличие промышленных запасов нефти в этой части недр Южной Эмбы. Затем начали промышленную разработку некоторых месторождений, в том числе Доссор и Макат, которые вступили в строй в начале XX века.

На первых порах добычу сконцентрировала в своих руках войсковая организация. Нефть поднимали из открытых колодцев, в незначительных количествах, поскольку ее сбыт был весьма ограничен. На промыслах работали специальные казачьи команды. Желая иметь от нефтедобычи хотя бы небольшой ежегодный доход, войсковая администрация Гурьева пыталась сдать ее в откупное содержание.

В 1911 году открыли крупное месторождение на Доссоре, куда устремились квалифицированные рабочие. Среди них были и армяне, имевшие опыт работы на промыслах Баку, Челекена и др. Так, в январе 1913 года управляющим промысла Доссор стал Самсон Апресов, которому выплачивали оклад 12 тысяч рублей в год10. Были среди армян и те, кто нанимался на короткие сроки поденщиками.

В 1912 году забил первый нефтяной фонтан на Макате в Эмбенской области. В табеле мастеровых и рабочих нефтепромышленного акционерного общества «Эмба-Каспий» промысла Макат за январь 1914 года встречаются фамилии армян, работавших служащими и временно-поденными: Хачатур Григорян, Саркис Нараслянц, Аршак Джамгаров, Аршак Айрапетов, Саак Мелкумов, Николай Хуршудов, Аветис Абрамянц, Вардан Дадоянц, Владимир Буниятов, Енок Гулиянц и другие. Всего более 18 человек11. Среди акционеров нефтепромышленного акционерного общества «Эмба-Каспий» 24 июня 1915 года упоминаются армяне З.А. Агамов и Г.А. Каспаров12. Условия труда на промыслах были чрезвычайно тяжелыми. Рабочий день длился 15—18 часов при полном отсутствии охраны труда. Большая часть работ оплачивалась поденно, что позволяло администрации держать нефтяников под постоянным страхом увольнения.

Первый нефтепровод от промысла Доссор до порта Ракуши, по которому эмбинскую нефть перекачивали к Каспийскому морю, был сдан в эксплуатацию в 1915 году. Далее нефтепродукты в деревянных бочках доставляли на каспийских и волжских судах. Однако после Февральской революции 1917 года в речном судоходстве произошли изменения, невольными участниками которых оказались и все волжские частные пароходства. В феврале 1918 года был издан декрет Ленина о полной национализации всех судов частных коммерческих пароходств. Так, «Самолетъ», «По Волге», «Кавказъ и Меркурiй», «Товарищество братьев Нобель» и многие-многие другие были закрыты. Перевозка нефти стала делом убыточным, и нефтепромышленники отказывались от нее. Последующие декреты о национализации компаний и промыслов, естественно, повлияли и на развитие нефтяной промышленности, в которой на некоторое время воцарилось затишье. Как свидетельствуют материалы Центрального государственного исторического архива (ЦГИА) Казахстана, начиная с 1918 года количество наемных рабочих из числа армян резко снижается, а с 1920-х годов их фамилии уже не встречаются в трудовых ведомостях. Такое положение дел сохранялось еще ряд лет.

С середины 30-х годов двадцатого столетия в нефтяной отрасли Казахстана вновь трудятся армяне — в качестве рабочих и служащих, а также на руководящих постах. В 1938—1943 годах управляющим треста «Эмбанефть» в городе Гурьеве был М. Хананян. С 1943 года заместителем секретаря Гурьевского обкома партии Казахстана по промышленности работал П. Мкртычев. С 1998 года Балыкшинским нефтепроводным управлением «Южнефтепровод» в Гурьеве руководит С. Сихчян.

Богатства региона осваивали постепенно, увеличивалась площадь геолого-поисковых и разведочных работ, рос объем добычи углеводородного сырья. В 30-х годах был построен магистральный нефтепровод Гурьев — Орск протяженностью около 900 км. За сравнительно короткий срок созданы новые нефтедобывающие центры: Кульсары, Каратон, Байчунас, Искине, Сагиз, Кошкар, Косчагыл, Шубаркудук и другие13. Разработка месторождений Мангышлака способствовала строительству нефтепроводов Узень — Макат — Куйбышев с ответвлением на Гурьевский нефтеперерабатывающий завод, а также Узень — Жетыбай — Актау, по которому нефть подают в порт Актау.

Опубликовано вЗаметка статьи, Интервью онлайн, Культура и искусство, Мнения пользователей, Новостные публикации

Комментарии

  1. Олег Свинцов Руководитель отдела публикаций

    Армяне — это самая адекватная,образованная и неагрессивная из кавказских национальностей.С армянами вообщем-то можно найти общий язык и ужиться в отличие от других кавказцев. Среди армян, живущих в РФ самый низкий процент криминала по сравнению с остальными выходцами из Северного Кавказа.

  2. Мириам Петросян Писатель

    В «Истории армянского народа» …колыбелью человечества, его прародиной является Армения. Армяне — самый древний народ и язык армян — древнейший из всех известных.

  3. Maria Chebotaeva

    Интересная познавательная статья, не знала многих деталей из завоеваний тех лет. Очень было бы интересно почитать и о других временных промежутках из истории армян, обожаю историю.

  4. Алина Кобальт Дизайнер

    Армянская история очень многослойна, с самых древних времен армяне вносили вклад в развитее всего человечества и оказали влияние на культуру других индоевропейских народов.

  5. Ольга Ю. Ланская Писатель

    Обожаю историю. Это мое личное увлечение и еще со школы я была в этом очень хороша. Но вот с историей армян я почти не знакома, поэтому было очень интересно прочитать вашу статью!

  6. Сарикян Артур Левонович Руководитель деловой сети

    Армянская история уходит далеко в недра зарождения цивилизации и влияние данного народа на окружающие земли просто неописуемо. Я уверен, что наш народ навсегда сохранит свою историю и традиции, как делает это и по сей день.  

Войти с помощью