Критическое мышление 

Офисная политика: Разговор-противостояние!

На сервисе Моя Визитка мы публикуем очень остренькие вопросы с ответами! Чтоб вы могли сохранить и поднять свой деловой имидж!

Разговор-противостояние — это поединок между соперничающими мысленными стереотипами. В беседе мы поочередно то говорим, то слушаем.

Однако большинство из нас лучше умеет говорить, чем слушать. В школе нас обучают методам представления, объяснения и отстаивания наших идей.

Нас обучают всем элементам спора: занятию позиции, ее удержанию, защите, убеждению других в ее правильности и переходу в наступление на любую позицию, которая угрожает нашей.

В попытке внести некоторый порядок в этот конфликт, мы придумали так называемые дебаты (от лат. «побить»). В менеджменте использованы многие достоинства дебатов. Менеджеры, которые умеют защищать свои идеи и выдерживать натиск других, обретают определенный статус и получают возможность продвинуться по служебной лестнице по причине «сильного характера». Они становятся героями компании и живыми легендами. Суть в том, что дебаты являются лучшим, а возможно и единственным, стоящим способом ведения управленческой беседы.

Дебаты представляют собой столкновение устоявшихся мнений. По правилам дебатов вы оказываетесь правы, если смогли успешно дискредитировать мнение противника. Не обязательно доказывать их неправоту. Достаточно сделать посмешищем или дискредитировать человека, озвучивающего противоположную идею, и тем самым вы склоните всех остальных принять ваше мнение. Совершенно ясно, что в плане достижения значимых решений, такой способ имеет свои недостатки, однако дебаты являются почти что единственным известным нам формальным способом ведения переговоров. Предположения — это нежизненные идеи. Это скорее наши представления о правде, чем умозаключения о том, что является правдой в данных, конкретных обстоятельствах. Наши предположения могут включать:

— истории (о том, что произошло, что могло бы произойти и почему это случилось);

— объяснения (того, почему что-то не удалось, что стало причиной нашей неудачи);

— оправдание того, что мы делали;

— слухи (возможно самоутверждения за счет других);

— обобщения (избавляющие нас от необходимости думать);

— проступки (чтобы установить свою власть над другим человеком).

Часто мы ошибочно принимаем предположение за истину. Всякий раз, услышав из чьих-то уст слова о том, что нечто является «хорошо известным фактом», можете быть уверены: прозвучало предположение.

Самая главная проблема разговора-противостояния заключается в том, что он не даст возможности выявить истину. В самом деле, столкновение и конфликт мнений не дают нам возможности исследовать вопрос и выдвинуть новые идеи. При этом качество беседы резко ухудшается: люди слишком озабочены самозащитой, слишком напуганы и слишком утомлены сражением, чтобы заняться чем-то более продуктивным. Разговор-противостояние ведет к развитию следующих четырех основных способов мышления:

— критическое мышление;

— эгоистическое мышление;

— негибкое мышление;

— политическое мышление;

Попробуйте распознать их в проводимых вами беседах. Если вы обнаружите признаки одного из них, можете быть уверены, что ваше общение превратилось в разговор-противостояние.

Критическое мышление

Большинство из нас, думая о чем-либо, автоматически ищет недостатки в предмете размышлений. Спросите любого из нас, что мы думаем по поводу

какого-нибудь человека, вещи или явления, и мы, скорее всего, выступим с критикой, а не с комплиментами. Рациональное зерно критического мышления в

том, что, находя слабые места в идее, мы тем самым можем ее усилить (упрочить). Но мы редко видим с этой точки зрения и чаще воспринимаем ее

как пренебрежительное отношение к нам.

Эгоистическое мышление

Беседа-противостояние немедленно делает нас олицетворением наших идей. Рассудок быстро заражается эмоциями, и дебаты превращаются в соревнование по набору очков. Часто нам приходится отстаивать идею, которая нам не очень близка только потому, что защищая ее, мы защищаем себя.

Негибкое мышление

Все разговоры начинаются с допущений. Разговоры-противостояния просто усиливают допущения, противопоставляя и сталкивая их друг с другом. Сама форма ведения разговора заставляет нас становиться все более непреклонными в наших допущениях. Негибкое мышление обычно проявляется как результат:

— обычая («здесь у нас дела делаются так, а не иначе»)

— привычки («мы всегда делали это именно так»);

— сознательное невежество («то, что мы думаем подобным образом освобождает нас от мороки попытаться думать иначе»).

Политическое мышление

Когда идеи начинают идентифицироваться с людьми, разговор становится способом образования союзов и разрушения устоев власти. Мы начинаем использовать разговорные гамбиты, приемы и маневры для политических игр с идеями.

Разговоры-противостояния можно отнести к категории самовозрождающихся. Они носят циклический характер и могут с легкостью разрастаться. Когда нас критикуют за наши идеи, это вызывает боль.

Мы отвечаем подобным же образом, и тем самым способствуем продолжению конфликта. Мы попадаем в ловушку «холодной войны» аргументов и контраргументов, «партизанской тактики» и «упреждающих ударов». Мы можем чувствовать, что подобные разговоры непродуктивны и неприятны, но мы также понимаем, что не в состоянии сделать что-то другое. Мы не знаем, как это сделать, и, можем быть, слишком расстроены, чтобы попытаться.

Итак, разговоры могут происходить не так как нужно в силу самых разнообразных причин: несоответствующих обстоятельств, отсутствия навыков, неоспоримых допущений, подчеркивающих то, что мы говорим, но более всего из-за тенденции перехода управленческих разговоров в разговоры-противостояния. Если же они проходят нормально, то скорее всего это происходит благодаря счастливому случаю, чем здравым рассуждениям. Но управление людьми означает способность проводить продуктовые беседы с людьми в условиях, далеких от обычных. Мы должны уметь управлять ходом беседы.

 

РS. Совет; Здесь на  деловом портале вы можете утереть нос, своим успехом, образованностью — заполняя свою электронную визитку своими публикациями, презентацией своей деятельности и показать свои заслуги и достижения! — Это ваш сайт репутации, для вашего продвижения!

Опубликовано вКультура и искусство, Курсы и вебинары, Психология личности

Комментарии

  1. Ирина Мартова Писатель

    Интересная точка зрения автора. С нестандартной позиции рассмотрено ежедневное общение деловых людей друг с другом. И с большинством тезисов сложно не согласиться.

  2. Сарикян Артур Левонович Руководитель деловой сети сообщение автор

    Многие люди, действительно, лучше умеют и больше любят говорить, чем слушать. Но часто бывают ситуации, когда лучше вообще молчать. А слушать — значит получать информацию, оценивать обстановку, делать выводы из неё, принимать правильные решения.

  3. Евгений Аксаков Депутат

    К сожалению, противостояние и соперничество фактически являются нормой в деловом мире. В разговорах между коллегами, в том числе, это присутствует. Написано совершенно верно в статье.

  4. ПОЭТ АННА ОЗАР

    Офисная жизнь это тяжелое бремя для некоторых людей которые стремятся к свободе и поэтому случаются проблемы именно с этими людьми. Они пытаются вырваться из этого.

Войти с помощью