Дмитрий Агарунов Mедиакомпания Gameland 

Дмитрий, Вы создавали свой бизнес самостоятельно, не имея за спиной никакого известного и опытного медийного партнера. Но «один в поле не воин» — в любом случае, Вам пришлось на кого-то опираться. Кто эти люди?

Да, одному очень трудно. Были институтские и армейские друзья, жена. Сотрудники, которым я доверял. После 1998 стал одиночество стало ощущаться намного острее – нужны были партнеры, желательно, взрослее и сильнее меня. Поэтому я привлек небольшой шведский инвестфонд.

Сейчас у Вас один из самых известных издательских домов. И наверняка на работу в Gameland стремятся попасть многие. Есть ли свободные места?

Мы любим все планировать и искать сотрудников заранее. Штатное расписание утверждается на год вперед. Поэтому при численности 350 человек (после присоединения издательства Mediasign в августе 2008) у нас стабильно 5-10 вакансий. Появилась идея нового проекта начинаем искать тех, кто будет ее воплощать. И «параллельно» отбираем тех, кто всегда требуется: авторов, редакторов, переводчиков (мы закупаем статьи для журналов в разных странах, и языки нужны для того, чтобы переводить эти статьи на русский). Как правило, такие вакансии вывешиваем у себя на сайте. А вот что касается «топовых» специалистов, руководителей направлений и проектов, их мы ищем по-другому: по знакомым, с помощью профессиональных рекрутеров.

Кого, на Ваш взгляд, не хватает издательскому бизнесу в целом?

Мне кажется, специалистов хватает вполне – особенно после закрытия ряда карманных издательств. Вопрос не в дефиците, а в профессиональной компетенции этих кадров, оказавшихся на рынке в избытке и «в свободном плавании». Уровень специалистов не всегда соответствует современным требованиям к кадрам издательского бизнеса. Нужна компетенция многоплатформенная: дизайнер должен уметь работать с видео и Интернетом, редакторы должны иметь азы работы на ТВ и обязаны понимать, чем Интернет-контент отличается от журнального.

В холдинг Gameland, кроме журналов, входят также Интернет-магазин и круглосуточный телевизионный канал. А эти структурные подразделения испытывают недостаток кадров?

У нас уже 31 журнал, десятки интернет-проектов. Коллективы, которые трудятся над журналами, в принципе, ни в ком остро не нуждаются. А вот в кадрах для Интернета потребность есть. Тем, кто работает над интерактивными проектами, нужны особые навыки, которых не было 5-10 лет назад (тогда еще и Интернета в нашем сегодняшнем понимании не было). Если специалист приобрел эти навыки, без работы он не останется. Сейчас есть общая потребность в web-дизайнерах, в разработчиках сайтов, в специалистах по продвижению (SEO), интернет-байерах и т.д.

Вы учились в МГТУ имени Баумана, но после третьего курса ушли в бизнес. Получается, чтобы стать успешным менеджером, образование не нужно. А на дипломы специалистов, которые приходят в Gameland, Вы обращаете внимание? Выпускники каких вузов составляют основной костяк коллектива?

Я не считаю себя успешным менеджером. Я не знаток бизнес-процессов, менеджмента. Я скорее лидер. Так что для лидерства, действительно, образование институтское не нужно. А вот для менеджера оно очень даже нужно.

У нас много выпускников технических вузов. Особенно я ценю МФТИ. «Технарей» среди моих сотрудников, наверное, половина. Остальные — выпускники самых разных вузов: с дипломами филфака, инъяза и т.п.

Какие знания, навыки помогли Вам создать Gameland и управлять этим холдингом?

Мне было 24 в 1992, когда была зарегистрирована компания. Торговать начал еще в школе, торговал и во время службы в Советской Армии. Так что очень пригодился опыт торговли.

Я закончил математическую школу и получил, считаю, хорошую тренировку в решении разных задач. Это очень пригодилось в дальнейшем — при планировании работы, в расчетах.

До приезда в Москву работал на Ярославском заводе топливной аппаратуры токарем, этот навык — навык рабочего — очень пригодился тоже. Считаю, что человек ничего серьезного не добьется, если он не прочувствует материальную составляющую, не познает производство.

Как стоится Ваш рабочий день?

Мой стандартный рабочий график такой. Проверяю почту в 9-10 утра у себя дома, отвечаю на все письма. К 12-ти прихожу в офис. Обычно запланирована 1-2 встречи, в рабочем режиме добавляется еще пара встреч. 30% времени – ответы на письма. Около получаса занимает подпись документов.

Как человек, сделавший успешный бизнес буквально «с нуля», скажите, есть ли принципиальная разница, чем торговать и какой товар продвигать на рынок: роботов-трансформеров (как было на заре Вашей карьеры), компьютерные игры или медиапродукты (журналы и телевизионные программы), как сейчас?

Принципиальной разницы нет. В любом случае это общение с людьми и помощь им в принятии решения о покупке. Конечно, важно, чтобы была предрасположенность к профессии и знание определенной группы товаров. Получается намного интереснее, если человек любит свое дело и разбирается в теме.

В одной из публикаций Вы признались: «Закрывать журналы — мое любимое занятие». Что в этом случае происходит с кадрами? Они перепрофилируются, перебрасываются на новые объекты или увольняются?

Закрытие – это признание ошибки и ее исправление. Прекращение убытков, потерь сил, времени и денег. Этим закрытие и хорошо. Но мы очень тщательно подбираем сотрудников, поэтому очень ими дорожим. Если человек хочет остаться, сделать какие-то усилия, чтобы работать в другом подразделении (перепрофилироваться, получить другое образование), то мы всегда с радостью помогаем этому процессу. Если же никак не получается подобрать новое направление в карьере, то происходит увольнение. Как правило, это общее решение – люди не хотят работать, им некомфортно.

Вы как-то обмолвились, что в России нет топ-менеджеров, которые были бы носителями стратегии развития компании и специалистами в области продаж рекламы, развития медиа- и интерактивных проектов. Именно поэтому на ключевые должности в ИД Game l and взяли специалистов из Израиля. Когда в России могут появиться такие управленческие кадры, которые были бы востребованы Вашей компанией и аналогичными медиахолдингами?

Такие менеджеры есть. Их просто мало. И они работают в гораздо более крупных компаниях, нежели Gameland. Новые управленцы такого же уровня появятся в России со временем — его не перепрыгнешь… А я хочу менеджеров со стратегическим мышлением уже на этом этапе развития.

Основная аудитория Gameland – подростки и молодежь. Сегмент, предпочитающий бумажной прессе новые цифровые медиа, интернет, мобильную связь, кабельные каналы. Вы сделали ставку на мультимедийные продукты, чтобы удержать «трудную целевую аудиторию». Где же берете кадры? Ведь сейчас все издатели утверждают, что на рынке катастрофически не хватает специалистов, которые могут работать в мультимедийном формате?

Здесь два пути. Переучиваем наших ребят. Организуем семинары, прикрепляем наставников к «ученикам», отправляем за рубеж. Или же приглашаем готовых специалистов. Как правило, это молодые энтузиасты – создатели интересных web-ресурсов.

«Идеальный вариант, когда ты смотришь канал Gameland и читаешь журнал Gameland», — это Ваши слова. Амбициозно, но часто ли так получается в жизни?

Довольно часто. Мы заинтересованы в том, чтобы предлагать потребителю комплекс услуг. Наш контент распределен между носителями информации таким образом, что потребитель экономит собственное время: он получает всю интересующую информацию из того источника, к которому имеет доступ в настоящий момент. Человек либо читает журнал, либо смотрит телевизор. Времени вообще становиться меньше с каждым днем. Поэтому его важно использовать с максимальным индивидуальным комфортом.

Если говорить об организации рабочего пространства в московском офисе компании Gameland: Вы сделали ставку на newsroom, потому что это удобно для командной работы, или есть еще какие-то причины?

Причин много. Во-первых, значительная экономия места. Во-вторых, мобильность. В-третьих, ощущение пространства (потолки тоже должны быть высокие). Нельзя упускать из виду самоконтроль и самодисциплину – перед лицом коллег тяжело просиживать часы на порноресурсах. (Смеется — прим. ред.). Еще немаловажный фактор: такая организация пространства позволяет обеспечить очень легкие коммуникации. Всех видно, и можно все всегда узнать.

В 2007 году Ваша компания получила премию как HR-бренд года. Что легло в основу корпоративной культуры Gameland? В Вашем издательском доме принято обращаться друг к другу на «ты», как в ряде западных компаний, сотрудники предпочитают одеваться casual. Откуда позаимствована подобная модель?

В основу корпоративной культуры легла реальная культура, которая сложилась после 10-ти лет работы компании. Я начал ее осознавать и прописывать, вот и все.

Никакой кальки ни с каких моделей нет. На «ты», как Вы правильно заметили, «принято» общаться, но это совсем не обязательно. И «Вы» тоже присутствует. Важно то, что менеджерам и начальникам не рекомендуется задаваться – это осознанно и негласно противоречит нашей культуре. Все люди должны помнить, что они равны как личности. Просто у каждого своя работа.

То же самое и одежда. Никаких предписаний нет. Люди выбирают удобную для себя одежду. Мало кто выберет добровольно костюм с галстуком и бальное платье. (Улыбается — прим. ред.).

Чтобы производить востребованный рынком продукт, нужно знать целевую аудиторию и умело сканировать ее потребности. Как это делали и до сих пор делаете Вы? Откуда берете сведения о том, какие форматы медиа и какие медиапродукты будут приносить наибольшую прибыль?

Главный принцип – создатели медиа должны быть частью аудитории. Энтузиасты пишут для энтузиастов. Так что знание потребностей заложено изнутри. Конечно, важны и формальные вещи – исследования, фокус-группы, опросы, голосования. Очень важно физически быть рядом со своими клиентами. Других секретов у нас нет.

Ваша мечта сделать «Гейм Лэнд» «медийным супермаркетом» сбылась? Если да, то что дальше?

Это не моя мечта. Это простое следствие из нашей концепции. «Медиа для энтузиастов». Наши энтузиасты захотели много разных медиа – мы начали их делать. Вот и все.

Что дальше? Дальше есть 4 пути. Географическая экспансия нашей модели в другие страны. Наращивание работы в новых зонах увлечений людей. Мультиплатформенность для каждого направления. Прямая работа с конечными клиентами.

Источник

Опубликовано вИнтервью онлайн, Истории успеха, Реальный заработок

Комментарии

  1. Глеб Никонов

    Интересная история развития бизнеса с нуля. Кстати, в моем деле мне тоже очень сильно помогли жена и друзья. Без них я бы не справился в своей время.

  2. Наталья Асаулова

    Молодец Дмитрий, что смогли достичь такого развития. Ваш пример показателен для молодых и начинающих предпринимателей. Спасибо вам за то, что поделились своей историей.

Войти с помощью