РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СТАТЬИ Ю.П. БЕЛОВА «ЗАТАИВШИЙСЯ ЛИБЕРАЛИЗМ»

Газета «Правда» 9 апреля текущего года опубликовала статью известного
и уважаемого партийного публициста Ю.П. Белова «Затаившийся либерализм».
Сложно оценить актуальность темы либерализма, так как в настоящее время
российский либерализм достаточно дискредитирован в глазах общества и
находится под заметным прессингом со стороны государства и
прогосударственных СМИ. Неясно также, почему сейчас либерализм «затаился»
– его давно и открыто исповедуют Министерство финансов и Центральный банк
РФ – весьма известные и влиятельные органы государственной власти. То, что
российские олигархи публично не декларируют свои политические взгляды – не
новость, они с 90-х годов хранят молчание: большие деньги любят тишину, да и
свои проблемы они всегда решают в кулуарах высшей власти, а в этом случае
публичность категорически противопоказана. Но эти соображения не делают
указанную статью менее интересной.
У меня нет ни оснований, ни малейшего желания заниматься критикой
статьи в целом, но ряд приведённых в ней утверждений вызывает у меня
вопросы, тем более, что, в частности, в статье затронуты события, известные мне
как работавшему с марта 2017 по июль 2019 года заместителем директора
Института стратегического планирования Республики Крым. Именно на эти
утверждения хотелось бы обратить внимание читателей.

     О судьбе малого предпринимательства

В разделе «К истории вопроса» Ю.П. Белов пишет: «С восхождением
капитализма до его высшей, империалистической стадии развития либерализм
перерос в неолиберализм, исходящий из того, что механизмы свободного рынка
создают максимально благоприятные условия для извлечения наибольшей
выгоды для буржуазного олигархата: выживает и наживается сильнейший, а
слабейший – малый и средний капитал – разоряется. Свобода частного
предпринимательства, равно как и свобода конкуренции, оказалась иллюзией,
обманом при империализме».
Нет сомнений, что современный капитализм достиг своего расцвета, как и
современный неолиберализм. Но в экономически развитых странах в настоящее
время значительная часть ВВП создаётся малыми и средними предприятиями
(МСП) (в Германии – 60%, в Австралии – 54%, в США – 45%). Более того,
часто МСП в режиме аутсорсинга встроены в технологические цепочки
крупного бизнеса, производя для него комплектующие с меньшей стоимостью.
Идёт не столько вытеснение МСП с рынка, сколько модификация их роли в
экономической системе. Низкая доля МСП в ВВП характерна, скорее, для
развивающихся стран (в Бразилии – 27%, России в 2023 году 20%). Поэтому
утверждение, что «слабейший – малый и средний капитал – разоряется» не
имеет фактического подтверждения. А ведь неверный диагноз определяет
неверное лечение болезни.

     Об интеллигенции и либерализме в СССР

Далее Ю.П. Белов пишет: «На либерализме подскользнулась, за редким
исключением, превалирующая часть советской интеллигенции. Не от того ли,
что в 1960–1970-е годы её (ИТР, работников вузов, школ), как говорится,
держали в чёрном теле: зарплата была ниже, чем у высококвалифицированных
рабочих, существовали трудности при приёме в партию? Но не только в этом
была главная причина, а в том, что большая часть новой молодой советской
интеллигенции пала смертью храбрых на полях Великой Отечественной».
Либерализм порождают не низкая зарплата, и тем более – не ограничения
при приёме в политическую партию. В этом случае самыми непримиримыми
борцами с либерализмом должны быть олигархи – как самые богатые. А что,
если бы в КПСС без ограничений принимали интеллигенцию (особенно
творческую!) – то либерализм не «поразил» бы её, и великий Советский Союз
сохранился бы? Но не недостаток в партии интеллигентов, а утрата доверия к
КПСС разных слоёв общества (прежде всего рабочих), неготовность
большинства трудящихся всеми силами защищать партию и социализм
опрокинули советскую власть.
Что же касается влияния Великой Отечественной войны на политические
взгляды советской интеллигенции, то Великая Отечественная завершилась в
1945-м, а СССР распался через 45 лет – за это время выросло два новых
поколения советских людей, и дефицита интеллигенции в последние годы
существования СССР уже не ощущалось, более того именно
«перепроизводство» инженеров порождало низкую цену их труда. Достаточно
вспомнить высокий социальный и экономический статус инженеров в первые
послереволюционные годы, когда инженеров можно было пересчитать по
пальцам. Очевидно, что дело не в количестве, а в политических качествах
послевоенной интеллигенции.
Великая Отечественная здесь не причём, а вот к партийному
руководству, не сумевшему своевременно распознать проблемы и организовать
противодействие уже проявившимся опасным тенденциям, вопросы имеются.

    О роли изучения произведений классиков

Далее Ю.П. Белов утверждает: «Есть о чём задуматься КПРФ. Изучение
марксистско-ленинской теории по главным её первоисточникам – вот что
обеспечит овладение основами марксизма-ленинизма. Вот что даст развитие
его теории в конкретно-исторических условиях нашего времени».
Убеждён, что изучение первоисточников как таковое отнюдь не развивает
теорию, а является лишь первым и необходимым шагом в её развитии, после
которого предстоит долгий и трудный путь анализа современного состояния
общества и синтеза новых целей и методов его преобразования. Действительно,
есть о чём задуматься КПРФ!

     О классовом составе современного общества

В разделе «…Русский народ не есть народ обыкновенный» Ю.П. Белов
пишет: «…класс пролетариев умственного и физического труда, в котором
возрастает роль интеллектуального, в частности, инженерного
пролетариата; класс имущего полупролетарского (малый бизнес) и неимущего
пролетарского крестьянства; класс господствующего крупного

олигархического капитала. Не забудем и о социальной прослойке, к коей
относится интеллигенция. Она неоднородна: есть в ней трудовая,
пролетарская часть, но есть и элитарная, привилегированная буржуазная
составляющая».
Полагаю, здесь предпринята попытка описания классовой структуры
современного российского общества, но предложенная классификация не
содержит своего научного обоснования, т.е. она субъективна и произвольна.
Так, не обосновано и вовсе непонятно:
все ли значимые классы российского общества перечислены;
что такое единый «класс пролетариев умственного и физического
труда» и существует ли он в действительности;
что такое «инженерный пролетариат»;
что такое «имущий полупролетарский класс» и действительно ли малый
бизнес является «полупролетарским» и вообще: что такое
«полупролетарский»? А по какому критерию определяется «пролетарскость»?
Этот простой вопрос не имеет в статье ответа.
Если по отношению к средствам производства то пролетарий вообще не
имеет их в собственности, тогда «полупролетарий» должен иметь половину от
«ничего»?
Если по уровню доходов – то квалифицированный рабочий должен быть
практически неотличим от малого предпринимателя – но простой здравый
смысл и практика живого общения говорят об обратном.
Если по наличию физического труда – то каким образом он измеряется?
В статье «Великий почин» В.И. Ленин определил общественные классы
так: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их
месту в исторически определённой системе общественного производства, по их
отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к
средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а
следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного
богатства, которой они располагают».
Лучше и точнее не скажешь! Любое – невольное или преднамеренное –
отступление идеологов от уже классического ленинского определения классов с
абсолютной неизбежностью приводит к отходу – опять же, невольному или
преднамеренному – от марксизма-ленинизма в идеологии. Почему? Попытка
«свалить в одну кучу» социальные классы, «различающиеся по их месту в
исторически определённой системе общественного производства» неизбежно
порождает ошибки – и в выдвижении партией политических лозунгов, и в
определении своих политических противников, союзников или попутчиков.
Такие ошибки губительно влияют на общественный авторитет партии, на её
способность консолидировать усилия различных слоёв общества – союзников
или попутчиков – для достижения программных целей партии. Такой «винегрет
в головах» не только бесплоден, но и опасен для будущего партии.
Полагаю, что могут существовать лишь две причины подобного
«винегрета» (для «особо бдительных» подчеркну: «могут существовать» – не
означает «уже реально существуют»!).
Во-первых, неспособность или неготовность партийных специалистов
взяться за очень и очень трудоёмкую работу по анализу с ленинских позиций
классового состава современного общества России.
Во-вторых преднамеренный увод партии с марксистско-ленинских
позиций с целью ослабления её политического влияния.
Не думаю, что приведённая выше классификация российского общества
есть плод творчества только Ю.П. Белова – скорее всего, он привёл некое
«носящееся в воздухе», но не закреплённое в руководящих партийных
документах мнение. Но это – не повод публиковать гипотезу так, как будто это –
уже научный факт. Тем более, что следующий абзац статьи: «Что же касается
мировоззрения представителей того или иного класса, то здесь всё намного
сложнее: может пролетарий исповедовать буржуазное или мелкобуржуазное
мировоззрение в форме обывательского мещанства, и может представитель
класса буржуазии, например Энгельс, или дворянского сословия, например
Ленин, порвать со своим эксплуататорским классом и перейти на позиции
научного пролетарского мировоззрения» показывает понимание автором
бесполезности на практике предложенной им классификация, т.к. она не
позволяет выработать чёткую политическую позицию партии в отношении
перечисленных им классов.

     Об эффективности государственной социальной политики

Далее Ю.П. Белов пишет: «В переживаемой конкретно-исторической
ситуации принятие президентом и правительством РФ ряда мер – ещё раз
подчеркнём их по материальной поддержке материнства, детства,
работников здравоохранения и отчасти школы несколько ослабило остроту
социальной несправедливости».
Полагаю, это утверждение явный результат влияния на автора
государственной пропаганды, в которой постоянно преувеличивается
значимость процессов как таковых, но замалчивается их результативность.
Чтобы в этом убедиться, достаточно просто спросить у рядовых (не
руководителей!) учителей и врачей об их реальной зарплате и
производственной нагрузке после принятия указанного «ряда мер», а также
ознакомиться с официальными сведениями, что при существенном увеличении
размера «материнского капитала» коэффициент детности русских женщин
(количество детей на одну женщину) стабильно снижался и за 15 лет
уменьшился с 1,45 до 1,36. Опять неточный диагноз!

     Об отношении к Специальной военной операции

Вызывает лёгкое недоумение следующий пассаж: «Несомненное
народное единство в отношении к СВО зиждется на осознании нашей
многонациональной общностью реальной угрозы физического уничтожения
имперским Западом Государства Российского».
Такая «несомненность» народного единства, похоже, базируется на
результатах социологических опросов, проводимых, в основном,
государственными социологическими службами.
Я не ставлю под сомнение необходимость и своевременность
специальной военной операции (СВО), но как же можно игнорировать выезд за
пределы России за пару месяцев после объявления мобилизации 1,2 миллиона
молодых российских граждан большинстве русских)? И это
«несомненное народное единство»? Кстати, правовой режим СВО
законодательно не определён.
Давайте не будем гнаться за красивой фразой, давайте будем
объективными: в обществе, в целом поддерживающем СВО, существует
раскол по отношению к ней. Этот раскол проходит между старшим
поколением и значительной частью образованной молодёжи. Эту часть,
конечно, кто-то может клеймить позором – но она не уехала за рубеж, она
осталась в России.
Это не конструктивно. Если мы сделаем вид, что проблемы вовсе не
существует, что можно про неё забыть, что «всё само рассосётся» – то мы
получим затаившуюся, обиженную, молодую и развитую «пятую колонну»,
которая через несколько лет придёт к рычагам управления экономикой и
государством – это же «голубая мечта» Сороса! Некий современный аналог
бандеровцев, амнистированных Хрущёвым…

     О патриотизме, национализме и Русском мире

Далее Ю.П. Белов противопоставляет либерализму национал-патриотизм.
«В контексте сказанного отдадим должное президенту РФ Путину,
принявшему решение о восстановлении исторической справедливости
воссоединении путём референдума Крыма и Севастополя с Россией. То было
историческое решение, положившее начало национально-патриотическому
возрождению российского общества, что претило прозападному,
либеральному настроению значительной части самопровозглашённой элиты
России».
Похоже, автор находится в плену у активно продвигаемой государством
«русскомирско-цивилизационной» теории, объясняющей политические процессы
(в частности, в Крыму и на Донбассе) внезапным осознанием большинством
русских, независимо от их классовой принадлежности (а также примкнувших к
ним бурятов, чеченцев, дагестанцев, якутов и прочая, и прочая, и прочая…),
острой необходимости с оружием в руках защитить свой «русский мир», свою
особую цивилизацию от чуждой славянам англосаксонской культуры (которую
почему-то поддерживают неанглоязычные европейцы и «неправильные»
славяне – поляки, чехи, словенцы, болгары и т.п.).
Не знаю, как читатели – а я слышал только одного русского, с гордостью
назвавшего себя ещё и дагестанцем, чеченцем, якутом, евреем и т.д. Но я
никогда не видел лично ни одного представителя указанных выше уважаемых
народов, с гордостью называющего себя ещё и русским (телевизионные
политагитки не в счёт). Поэтому утверждение, что все народы России
органично чувствуют себя частью «Русского мира» – ложь и самообман. А вот
то, что народы России чувствуют себя её неотъемлемой частью и поэтому
готовы умирать за неё – чистая правда! Не будем мелочными – но будем
точными!
Молчаливая, без каких-либо публичных оговорок, поддержка КПРФ
теории «Русского мира» (теории, по большому счёту, националистической –
хоть и слегка прикрытой фиговым листочком рассуждений типа: «Ты Пушкина
любишь? – Значит, русский!») несёт опасность утраты российскими народами
восприятия КПРФ как партии интернационалистской – со всеми вытекающими
из этого последствиями.
Могут сказать, что я преувеличиваю, что в России нет русского
национализма – есть только русский патриотизм. Может быть, может быть… Но
в условиях кризиса путь от патриотизма к национализму может быть
удивительно коротким, особенно при государственной поддержке
«государственного патриотизма»! И первые звоночки уже есть: вспомните,
что практически на всех телевизионных каналах в репортажах с полей СВО
российская армия уже называется «русской».
Национализм любого народа подобен змеиному яду: в малых дозах –
это ценное лекарство (консолидирует общество и способствует развитию
национальной – а значит, и общероссийской – культуры), а в больших –
смертельно опасен для организма (чреват шовинизмом и обострением
межнациональных отношений в России). Это относится не только к русскому
национализму – яркими примером является национализм немецкий (сто лет
назад) и украинский (в настоящее время).
Не стоит игнорировать исторический опыт. Вспомним: Национал-
социалистическая рабочая партия Германии (НСДАП) начиналась как партия
социалистическая с патриотическая акцентом, но всего за несколько лет при
руководстве А. Гитлером (и при финансировании её крупным капиталом) она
стремительно эволюционировала по пути: патриотизм национализм
шовинизм фашизм (национал-социализм). В ходе этого процесса всё
социалистическое в практической деятельности НСДАП было выжжено.
Помним ли мы, кого фашисты, придя к власти, первыми пустили под нож? Или
пепел Эрнста Тельмана уже не стучит в наши сердца? Или мы забыли, с чего
начинался Бухенвальд?

     О возможности патриотического политического блока

Я отнюдь не призываю к борьбе с «Русским миром». Более того, я считаю,
что умеренный русский национализм (в настоящее время проявляющий себя в
деятельности ряда общественных движений – и в движении общественной
мысли – как русский патриотизм) играет важную роль в условиях СВО, и
единство действий национально-патриотической и коммунистической
оппозиций – абсолютно необходимым условием для достижения победы в
государственных интересах России.
Реальность оформления и эффективность сотрудничества в таком
«патриотическом» блоке были наглядно продемонстрированы на Московском
экономическом форуме в апреле 2024 года с активнейшим участием
заместителей Председателя ЦК КПРФ (Д.Г. Новиков и Л.И. Калашников) и
виднейших деятелей российской патриотической оппозиции (А.Г. Дугин,
С.Ю. Глазьев, М.Г. Делягин и др.). Характерно, что национально-патриотическая
оппозиция в большинстве своём придерживается православных религиозных и
нравственных позиций. Но единство действий не требует от партии отказа от
собственной идеологии, «растворения» партии в патриотическом движении – а
такая опасность объективно имеется.
Все войны заканчиваются миром. Закончится и эта. А дальше что? И в
послевоенных условиях будем продолжать поддерживать умеренный
национализм и надеяться, что правящие элиты не преобразуют его в
антикоммунизм? А может, лучше честно и открыто определить условия участия
КПРФ в «патриотическом» блоке? Это было бы уважительно ко всем
российским гражданам, да и устранило бы существующие неопределённости в
отношениях партии с национально-патриотическими силами – что несомненно
повысило бы взаимное доверие и эффективность сотрудничества.
России необходимо общероссийское не только русское)
патриотическое движение, позитивно воспринимающее всю российскую
историю, включая советский период. Такое – и только такое – движение
может стать эффективной прививкой русскому патриотизму от опасной
болезни – русского буржуазного национализма.
России жизненно необходимо общероссийское патриотическое
движение для эффективного противодействия реально существующей и
действующей либеральной «пятой колонне» – тому самому «затаившемуся
либерализму», по определению Ю.П. Белова.
История учит, что более всего национализм поддерживает национальная
буржуазия, борющаяся за свои интересы с буржуазией другой национальности
или буржуазией наднациональной. И либерализм, и буржуазный национализм –
одинаково хорошо используются отечественными олигархами.
Стоит напомнить активно внедряемую В.В. Путиным в общественное
сознание простенькую мыслишку о «виновности» В.И. Ленина (и большевиков
в целом) в «передаче исторически русских» территорий Советской Украине. В
данном случае эта простота – хуже воровства. Это – бессовестная манипуляция
историческими фактами. Президент как бы забыл, что председатель
Совнаркома Ленин не обладал личными полномочиями и возможностями (как у
В.В. Путина) что-либо кому-то «передавать», что решение о границах Украины
принималось не большевиками как таковыми, а органом государственной
власти – и в установленном законом порядке. Да, у власти были в большинстве
большевики, но они пришли к ней на открытых и конкурентных выборах, не
скрывая своих политических целей (чего не скажешь о современной российской
власти), т.е. действовали, опираясь на доверие народа. Те, кто считают, что
передача в то время территорий Донбасса и Слобожанщины Украине нанесла
ущерб русскому народу, что большевики действовали вопреки воле народа,
пусть приведут хотя бы один пример общественного недовольства этим
решением. В ведь это были не пресловутые 30-е годы! Но нет же, либералы
держат фигу в кармане… А почему? Да просто лживо и цинично сталкивают
лбами «патриотов» и «левых», чтобы не допустить единства их действий. Это
и есть один из способов перерождения патриотизма в буржуазный
национализм.
Про навязчивую антикоммунистическую пропаганду на финансируемых
Русской православной церковью телеканалах (да и на государственных тоже)
говорить литературным языком просто невозможно. В чьих же интересах это
делается? В интересах православных пенсионеров и трудящихся, составляющих
подавляющее большинство прихожан РПЦ? Или олигархов, превративших РПЦ
в таран против блока патриотов (в массе своей – православных) и коммунистов
– блока, прежде всего, антилиберального?
Честно говоря, мне до сих пор не попалась ни одна серьёзная статья с
анализом причин СВО с классовых позиций. Может быть, мне пока не
повезло… Был, правда, один боевой предприниматель, погибший в
авиакатастрофе через очень небольшое время после публикации своего личного
мнения о заинтересованности в СВО олигархов – российских и не очень.

     Блеск и нищета «цивилизационной теории»

«Русскомирско-цивилизационная теория» столь же примитивна, сколь и
ложна (с точки зрения классического марксизма), но может быть полезна – ведь
каждый человек имеет право на собственные политические взгляды…
Почему примитивна? Потому, что всегда претендует на объяснение
сложного, динамично изменяющегося общественного процесса только одной
причиной пусть и красиво называемой. При этом необоснованно
игнорируются все другие факторы, реально влияющие на поведение и
политические взгляды людей – в частности, уровень их доходов и способ их
получения. Говоря «по-научному», сознательно отвергается системный,
многофакторный анализ.
Так, на ход «Крымской весны» 2014 года, кроме пророссийских
настроений большинства жителей Севастополя, на крымчан оказало влияние
чувство страха перед переносом из Донбасса бандеровского «беспредела» и –
особенно понимание крупным и средним предпринимательством
неизбежности потери собственного бизнеса, который будет у них «отжат»: либо
киевскими олигархами (если победит «майдан»), либо «македонцами»
Януковича – выходцами из околокриминальных кругов Макеевки и Донецка
(если «майдан» проиграет). До 2014 года «македонцы» уже были заведены на
часть административных должностей в Крыму и активно продолжали свою
экспансию на полуострове.
У предпринимателей единственным способом сохранить свой бизнес
стало «отчаливание» Крыма от Украины любым её правительством) и
переход полуострова под юрисдикцию России. Именно поэтому, в частности, во
всех массовых общественных событиях «Крымской весны» были задействованы
хорошо организованные и экипированные группы людей в униформе мощного
предприятия «Таврида Электрик».
Финансовая, материальная и продовольственная поддержка сил
крымского сопротивления со стороны малого предпринимательства также была
весьма и весьма значительной.
Таким образом, жителями Крымского полуострова в 2014 году двигало не
одно только чувство национальной русской идентичности, а целый букет
эмоций, основными из которых были национальное самосознание, страх перед
возможным бандеровским насилием и потребность сохранить экономические
основы своей жизни. И это далеко не исчерпывающий список – так, многие
искренне надеялись через переход в Россию сбежать из бандровско-
нацистского будущего в светлое советское прошлое. Поэтому – и тогда в
Крыму, и сейчас на Донбассе популярна советская символика
государственные флаги СССР в землянках бойцов (наряду с флагами
имперскими, современными российскими и религиозными) и как нарукавные
шевроны. Но безусловным – и вполне официальным – индикатором ощутимого
наличия таких общественных настроений является постоянное использование
государственной пропагандой антифашистской (т.е. советской) риторики для
объяснения обществу причин и целей СВО.
В заключение хочу заметить, что идеологическая борьба с либерализмом
необходима – как часть политической деятельности КПРФ, и статья Ю.П.
Белова «Затаившийся либерализм» здесь как нельзя кстати. Но при этом надо
помнить, что нынешний либерализм лишь атрибут олигархического
капитализма, т.е. симптом болезни, но не сама болезнь. И, врачуя симптом,
стоит постоянно помнить о главном – о лечении болезни. Полагаю, если
российские олигархи – все как один – сменят европейские смокинги и туфли из
крокодиловой кожи на посконные зипуны и лыковые лапти, но оставят
прежними формы и методы своей экономической деятельности, то это не
осчастливит ни одного трудящегося и не сделает сильнее государство
Российское.


Александр Ольховский,
эксперт Комитета Совета Федерации
по экономической политике
31.05.2024

 

 

 

Опубликовано вЗакон и право, Интервью онлайн, Мультимедийная журналистика, Новостные публикации, Проф. публикации

Войти с помощью