«Ну-с, господа, когда вы входите в дом, то стол уже должен быть накрыт, а когда сядете, сейчас же салфетку за галстук и не спеша тянитесь к графинчику с водочкой.
Самая лучшая закуска, ежели желаете знать, селёдка. Съели вы ее кусочек с лучком и с горчичным соусом, сейчас же, благодетель мой, пока ещё чувствуете в животе искры, кушайте икру саму по себе или, ежели желаете, с лимончиком, потом простой редьки с солью, потом опять селёдки, но всего лучше, благодетель, рыжики солёные, ежели их изрезать мелко, как икру, и, понимаете ли, с луком, с прованским маслом… объедение! Но налимья печёнка – это трагедия!
Ну-с, как только из кухни приволокли кулебяку, сейчас же, немедля, нужно вторую выпить.
Кулебяка должна быть аппетитная, бесстыдная, во всей своей наготе, чтоб соблазн был. Подмигнёшь на неё глазом, отрежешь этакий кусище и пальцами над ней пошевелишь вот этак, от избытка чувств. Станешь её есть, а с неё масло, как слезы, начинка жирная, сочная, с яйцами, с потрохами, с луком…
Как только кончили с кулебякой, так сейчас же, чтоб аппетита не перебить, велите щи подавать… Щи должны быть горячие, огневые. Но лучше всего, благодетель мой, борщок из свеклы на хохлацкий манер, с ветчинкой и с сосисками. К нему подаются сметана и свежая петрушечка с укропцем. Великолепно также рассольник из потрохов и молоденьких почек, а ежели любите суп, то из супов наилучший, который засыпается кореньями и зеленями: морковкой, спаржей, цветной капустой и всякой тому подобной юриспруденцией.
Как только скушали борщок или суп, сейчас же велите подавать рыбное, благодетель. Из рыб безгласных самая лучшая – это жареный карась в сметане.
Но рыбой не насытишься, это еда несущественная, главное в обеде не рыба, не соусы, а жаркое. Ежели, положим, подадут к жаркому парочку дупелей, да ежели прибавить к этому куропаточку или парочку перепёлочек жирненьких, то тут про всякий катар забудете, честное благородное слово. А жареная индейка? Белая, жирная, сочная этакая, знаете ли, вроде нимфы…
После жаркого человек становится сыт и впадает в сладостное затмение. В это время и телу хорошо и на душе умилительно. Для услаждения можете выкушать рюмочки три запеканочки. Домашняя самоделковая запеканочка лучше всякого шампанского. После первой же рюмки всю вашу душу охватывает обоняние, этакий мираж, и кажется вам, что вы не в кресле у себя дома, а где-нибудь в Австралии, на каком-нибудь мягчайшем страусе…
Во время запеканки хорошо сигарку выкурить и кольца пускать, и в это время в голову приходят такие мечтательные мысли, будто вы генералиссимус или женаты на первейшей красавице в мире, и будто эта красавица плавает целый день перед вашими окнами в этаком бассейне с золотыми рыбками. Она плавает, а вы ей: «Душенька, иди поцелуй меня!»
Антон Павлович Чехов, “Сирена“.
Ещё интересные статьи:
Моя Визитка — Благотворительность
Моё интервью на конкурсе Лидеры России
Визитная карточка — Переход в электронный вид
Интервью с создателем Деловой сети Моя Визитка
Мои ответы на вопросы в конкурсе Лидеры России
Как Российская деловая сеть Моя Визитка вытолкнула американскую LidenkIn?
Опубликовано вЗакон и право, Заметка статьи, Культура и искусство, Лента публикаций, Проф. публикации
Приятна мне, Константин, ваша публикация одного из любимых мною чутких , интеллигентных классиков!
Красиво написано, ничего не скажешь! Один из величайших мастеров русского слова и лично мной любимых авторов — Антон Павлович Чехов. Его можно читать в любое время и с любым настроением.
Многое узнаю в наших днях. Но многое ушло уже вместе с годами. Налимья печёнка, например, которую писатель назвал настоящей трагедией. Искренне захотелось её попробовать и узнать, в чём же трагизм.
Ну какой же легкий и красивый слог у Антона Павловича. Когда-то давно пришлось перечитать всю коллекцию его произведений. Думаю, что скоро захочется перечитать вновь.
Ну вот как так можно все вкусно описывать? Просто потрясающе. После прочтения сразу пришлось бежать к холодильнику за чем-то вкусненьким.
Великий мастер слова — Антон Павлович Чехов. Читаешь, и сразу же всё мысленно на себя примеряешь. Уверена, что за тот стол, который он описал, любой читатель захотел попасть, даже те, кто на диете.
А я много отличий увидел между современным Чехову застольем и нашим, современным. Кулебяка своё место уступила салатам, например. А рыба или жаркое, в любом случае сейчас это вторым блюдом считается и оно одно в большинстве случаев.
Сколько же всего на том столе было! Думаю, большинство современных людей не смогли бы осилить и трети из того, что описал Чехов. Слабее мы что ли стали, или нормы ныне другие?
Чехов — непревзойдённый мастер сравнений. Нагая кулебяка — бесстыдная. Индейка — нимфа. Коренья и зелень — юриспруденция. Даже о простых вещах он так напишет, что у читателя разыгрывается бурная фантазия.
Я Чехова за то и люблю, что он умел описать любое место либо явление так, что начинаешь им восторгаться. Вроде бы, пишет о том, как сели и поели. Но как он это делает! Самой немедленно за стол хочется!
Автор с таким удовольствием описывает застолье, что хочется немедля бросить все дела и последовать примеру… Почувствовать себя, словно в Австралии на каком-нибудь мягчайшем страусе. Как же интригующе пишет Чехов!
Да, столько лет прошло, а этот отрывок до сих пор актуален. И селедка под водочку по-прежнему вкусно. Люблю слог Антона Павловича, и считаю его одним из лучший во всей Русской литературе.
Наверное каждый, кто прочитал эти строки, мысленно представил себя за этим столом, не спеша поедая кулебяку и закусывая ее сметаной. Только великий поэт может описать застолье так четко, что нехотя можно почувствовать запах и вкус блюд.
А если ещё учесть,что во времена Чехова дамы ещё активно затягивали себя в корсеты,то вообще всё вышеописанное становиться крайне непонятным….Или такому обжорству только мужчины предавались?
Ещё добавлю цитату Чехова: Неправильно ныне мы обедаем, голубчик. Ах, как вкусно было жить!
Аппетитно писано, аж тоже захотелось чего то дернуть и закусить, кстати в современной литературе, что то маловато таких описания вкушения пищи и выпивания чтоб слюнки текли!
Удивительно, какие были «долгие» обеды, ещё у Мельникова-Печерского, как описываются застолья, и ,наверное, толстяков то,толстяков не было….
«Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума». Цитата Антона Чехова из произведения Дама с собачкой.
Болезнь моя только в том, что за двадцать лет я нашел во всем городе только одного умного человека, да и тот сумасшедший! Цитата Чехова. Палата №6
Ещё интересная цитата из произведения Палата №6. «Покой и довольство человека не вне его, а в нем самом». Антон Павлович Чехов.
Деньги, как водка, делают человека чудаком. Чехов Крыжовник
Ещё из Чехова Палата №6 «Обыкновенный человек ждет хорошего или дурного извне, а мыслящий — от самого себя».
Из Чехова. Бывают люди, которые всегда говорят только умные и хорошие слова, но чувствуешь, что они тупые люди.
Истинное счастье невозможно без одиночества. Чехов Так же с Палата №6
«Если боитесь одиночества, то не женитесь». А. П. Чехов
Не стоит мешать людям сходить с ума. А. П. Чехов
«Счастлив тот, кто не замечает, лето теперь или зима». Антон Чехов.
«Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных и порядочных людей». А. П. Чехов
«В любовных делах, а особенно в женитьбе, внушение играет большую роль».
Издевательство над чужими страданиями не должно быть прощаемо. А. П. Чехов из «Драма на охоте».
«Трудно понять человеческую душу, но душу свою собственную понять ещё трудней». Чехов, так же из Драма на охоте
Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью. Чехов
Русский человек любит вспоминать, но не любит жить… Антон Чехов.Из книги Степь
На земле нет ничего такого хорошего, что в своем первоисточнике не имело бы гадости. Антон Павлович Чехов. Из произведения «Палата №6»
Медицина учит, что холостяки обыкновенно умирают сумасшедшими, женатые же умирают, не успев сойти с ума.
Антон Чехов Руководство для желающих жениться.
Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло.
У людей, живущих одиноко, всегда бывает на душе что-нибудь такое, что они охотно бы рассказали. Чехов
Нет того Квазимодо, который не был бы глубоко убежден, что парой ему может быть только красивая женщина. А. Чехов
Женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского глупеют. Чехов.
В человеке должно все быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Чехов. Дядя Ваня
Бывают люди, которые всегда говорят только умные и хорошие слова, но чувствуешь, что они тупые люди. Антон Чехов. Палата №6
Но ведь мне хорошо, и я никому не делаю зла; значит, в моих галлюцинациях нет ничего дурного. Чехов.
Ах, свобода, свобода! Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья, не правда ли? А.П. Чехов
Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть…
Чехов
У людей, живущих одиноко, всегда бывает на душе что-нибудь такое, что они охотно бы рассказали.
А.П. Чехов.
Я слишком проста, чтобы понять Вас!
Чехов.
«Смерть страшна, но еще страшнее было бы сознание, что будешь жить вечно и никогда не умрешь». Антон Чехов
Какие пустяки, какие глупые мелочи иногда приобретают в жизни значение, вдруг ни с того ни с сего.
Страдания ведут человека к совершенству.
Антон Чехов
Бездарен не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет это скрыть.
Чехов
«Проигранные сражения обычно начинаются с удачных выстрелов».
Лев Толстой Анна Каренина
Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.
Антон Павлович Чехов. Дом с мезонином
Людям не талантливым, но с претензиями, ничего больше не остается, как порицать настоящие таланты.
Чехов.
Книги — это ноты, а беседа — пение
Антон Чехов
«Циник» — слово греческое, в переводе на твой язык значащее: свинья, желающая, чтобы весь свет знал, что она свинья.
Антон Чехов Безотцовщина.
Есть люди, об уме которых можно верно судить по их голосу и смеху.
Чехов
Дело не в пессимизме и оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума.
Антон Чехов
Обыкновенный человек ждет хорошего или дурного извне, то есть от коляски или кабинета, а мыслящий — от самого себя.
Антон Чехов из его книги Палата №6
«Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то это значит, что болезнь неизлечима.»
Антон Чехов Вишневый сад
Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Антон Чехов