Владимир Путин: «Мы сильнее, потому что правы!» — Эта группа была создана 18 июня 2017 года.
В этой группе собираются те люди, которые действительно поддерживают политику нашего президента.
Свобода в деятельности человека
Слайд 1
Тема: свобода в деятельности человека
žЦели: объяснить понятия и термины свобода, свобода выбора, ответственность, свободное общество
ž-познакомить с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности
ž-развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию материала по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы. Решать познавательные задания
žТип урока: урок-проблема.
Слайд 2
Свобода
žСели ровно, ноги поставили прямо. Спину выпрямили. Учебники положили на правую сторону, ручку – на левую. Дневник лежит под учебником, никто не поворачивается, все должны смотреть только на меня.
žКак вы думаете, какой основополагающий принцип и ценность человеческой жизни я нарушила?
ž Человек издавна пытался приобрести свободу. На алтарь были брошены жертвы.
žПравда ли. Что свобода во все времена воспринималась как святыня?
žОтчего сегодня большинство верны не себе, а политическому лидеру?
žСвободен ли человек?
žЧто такое свобода?
žОб этом пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Слайд 3
свобода
Почему невозможна абсолютная свобода?
Свобода как познанная необходимость.
Свобода и ответственность.
«Свобода от» или «свобода для».
Свободное общество.
Слайд 4
свобода
Свобода — сложный феномен. Это не призыв, не благопожелание, не субъективная настроенность и далеко не всегда сознательный выбор. Для каждого человека свобода имеет свои оттенки.
Попробуем убедиться в этом: сыграем в игру «Ассоциация». Итак, каждый должен высказать свои ассоциации, которые возникают у него при слове свобода.
Слайд 5
Свобода
Попробуем более детально разобраться с философской категорией «свобода». Работаем по группам.
Группа 1 работает с п. 1 «Почему невозможна абсолютная свобода» § 16.
Группа 2 работает с п. 2 «Свобода как познанная необходимость» § 16.
Группа 3 работает с п. 3 «Свобода и ответственность» § 16.
Группа 4 работает с п. 4 «»Свобода от» или «свобода для»» § 16.
Слайд 6
Ассоциация
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Вопросы и задания к группе 1
Как вы думаете, был ли человек когда-либо на протяжении существования человечества абсолютно свободен?
Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми?
Разделитесь на две подгруппы: одна должна составить рассказ на тему: «Я живу в обществе абсолютной свободы». Вторая группа должна продумать вопросы, которые будут указывать на противоречивость наличия абсолютной свободы.
Определите причины невозможности существования абсолютной свободы.
Расшифруйте притчу о Буридановом осле. Как вы ее поняли?
Сформулируйте принцип ограничения свободы человека, в котором начало фразы звучит следующим образом: «Моя свобода заканчивается там, где .»
7. Согласны ли вы с данным принципом?
Слайд 10
Вопросы и задания к группе 2
žКак трактовали категорию свободы такие мыслители, как Г. Гегель, Б. Спиноза и др.?
žКак вы поняли смысл этих высказываний?
žСогласны ли вы с ними? Чего в данном определении, для вас, больше, свободы или необходимости? Свой выбор поясните.
ž4. Какова природа необходимости? Какие ответы на этот вопрос давали:
žа) сторонники абсолютного предопределения;
žб) религиозные деятели другого направления;
žв) философы, отрицающие фатализм?
ž5. С кем из мыслителей вы согласны и почему?
Слайд 11
Вопросы и задания к группе 3
žКак соотносятся между собой два таких понятия как «свобода» и «ответственность»?
žНе считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится противоречие?
žВыскажите свое мнение и аргументируйте его.
žКакие факторы могут склонить человека сделать свой выбор в понятиях: «Я могу .», «Я должен .»
žПриведите практические примеры.
žЧто такое «ответственность»? Представьте, что вы оказались участником спора между двумя молодыми людьми. Один утверждал: «Ответственность — это мера принуждения, внешнего воздействия». Второй говорил: «Ответственность – это сознательное чувство, готовность человека сознательно следовать нормам закона и морали». Чью сторону вы бы под держали? Почему?
žА каково ваше отношение к этим понятиям? Как поступаете вы в своей повседневной жизни? Почему?
Слайд 12
Вопросы и задания к группе 4
ž«Нарисуйте» портрет свободного человека. Объясните выбор тех качеств, которыми вы наделили свободного человека.
žПопробуйте продолжить фразу: «Я свободе, так как .»
žПочему философы полагают, что, ставя вопрос «Свобода от», человек находится лишь на исходном пункте свободы?
žСогласны ли вы с ними?
žПочему они говорят о том, что следующим, более высоким этапом развития человеческой личности должна быть иная формула: «Свобода для»?
žКак вы понимаете эту формулу?
žПри таком подходе речь идет о деиндивидуализации. А не противоречит ли это свободе? Не есть ли это ограничение свободы?
žВсе ли согласны с такой позицией?
žКакова ваша точка зрения? Какая из этих позиций и почему вам представляется правильной?
ž(По ходу работы на доске и в тетрадях выстраивается схема-конспект.)
Слайд 13
Способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать его в зависимости от природных и социальных сил, сохранять возможность для самоопределения, выбора своих действий и поступков. Для человека родоплеменного общества быть свободным – значит, принадлежать роду, племени, быть своим Для человека индустриального общества свобода носит юридический характер и экономический смысл: свобода распоряжаться своими деятельными силами, своей личностью, владеть средствами самостоятельной жизни, обладать возможностью их создания
В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в отношении с необходимостью
Слайд 14
свобода
Слайд 15
свобода
Слайд 16
выбор
Слайд 17
Свободное общество
žСоставьте проект «Свободное общество».
žРазбившись на группы, создайте свои проекты.
žИтог урока:
ž-К чему может привести неограниченная свобода выбора?
ž-какова связь понятий свобода и ответственность?
ž-Как вы считаете, какова должна быть роль государства в поддержании прав и свобод личности в обществе?
ž-А как граждане могут гарантировать свободу друг друга?
žДомашнее задание: 16