Владимир Путин: «Мы сильнее, потому что правы!» — Эта группа была создана 18 июня 2017 года.
В этой группе собираются те люди, которые действительно поддерживают политику нашего президента.

Свобода в деятельности человека

Слайд 1

Тема: свобода в деятельности человека

Тема: свобода в деятельности человека

žЦели: объяснить понятия и термины свобода, свобода выбора, ответственность, свободное общество

ž-познакомить с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности

ž-развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию материала по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы. Решать познавательные задания

žТип урока: урок-проблема.

Слайд 2

Свобода

Свобода

 

žСели ровно, ноги поставили прямо. Спину выпрямили. Учебники положили на правую сторону, ручку – на левую. Дневник лежит под учебником, никто не поворачивается, все должны смотреть только на меня.

žКак вы думаете, какой основополагающий принцип и ценность человеческой жизни я нарушила?

ž Человек издавна пытался приобрести свободу. На алтарь были брошены жертвы.

žПравда ли. Что свобода во все времена воспринималась как святыня?

žОтчего сегодня большинство верны не себе, а политическому лидеру?

žСвободен ли человек?

žЧто такое свобода?

žОб этом пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Слайд 3

свобода

свобода

Почему невозможна абсолютная свобода?

Свобода как познанная необходимость.

Свобода и ответственность.

«Свобода от» или «свобода для».

Свободное общество.

Слайд 4

свобода

свобода

Свобода — сложный феномен. Это не призыв, не благопожелание, не субъективная настроенность и далеко не всегда сознательный выбор. Для каждого человека свобода имеет свои оттенки.

Попробуем убедиться в этом: сыграем в игру «Ассоциация». Итак, каждый должен высказать свои ассоциации, которые возникают у него при слове свобода.

Слайд 5

Свобода

Свобода

Попробуем более детально разобраться с философской категорией «свобода». Работаем по группам.

Группа 1 работает с п. 1 «Почему невозможна абсолютная сво­бода» § 16.

Группа 2 работает с п. 2 «Свобода как познанная необходи­мость» § 16.

Группа 3 работает с п. 3 «Свобода и ответственность» § 16.

Группа 4 работает с п. 4 «»Свобода от» или «свобода для»» § 16.

Слайд 6

Ассоциация

Ассоциация

 

Слайд 7

 

Слайд 8

v

 

Слайд 9

Вопросы и задания к группе 1

Вопросы и задания к группе 1

Как вы думаете, был ли человек когда-либо на протяжении существования человечества абсолютно свободен?

Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми?

Разделитесь на две подгруппы: одна должна составить рассказ на тему: «Я живу в обществе абсолютной свободы». Вторая группа должна продумать вопросы, которые будут указывать на противоречивость наличия абсолютной свободы.

Определите причины невозможности существования абсолютной свободы.

Расшифруйте притчу о Буридановом осле. Как вы ее поняли?

Сформулируйте принцип ограничения свободы человека, в котором начало фразы звучит следующим образом: «Моя свобода заканчивается там, где .»

7. Согласны ли вы с данным принципом?

Слайд 10

Вопросы и задания к группе 2

Вопросы и задания к группе 2

žКак трактовали категорию свободы такие мыслители, как Г. Гегель, Б. Спиноза и др.?

žКак вы поняли смысл этих высказываний?

žСогласны ли вы с ними? Чего в данном определении, для вас, больше, свободы или необходимости? Свой выбор поясните.

ž4. Какова природа необходимости? Какие ответы на этот вопрос давали:

žа) сторонники абсолютного предопределения;

žб) религиозные деятели другого направления;

žв) философы, отрицающие фатализм?

ž5. С кем из мыслителей вы согласны и почему?

Слайд 11

Вопросы и задания к группе 3

Вопросы и задания к группе 3

žКак соотносятся между собой два таких понятия как «свобо­да» и «ответственность»?

žНе считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже со­держится противоречие?

žВыскажите свое мнение и аргумен­тируйте его.

žКакие факторы могут склонить человека сделать свой выбор в понятиях: «Я могу .», «Я должен .»

žПриведите практи­ческие примеры.

žЧто такое «ответственность»? Представьте, что вы оказались участником спора между двумя молодыми людьми. Один утверждал: «Ответственность — это мера принуждения, внеш­него воздействия». Второй говорил: «Ответственность – это сознательное чувство, готовность человека сознательно сле­довать нормам закона и морали». Чью сторону вы бы под­ держали? Почему?

žА каково ваше отношение к этим понятиям? Как поступаете вы в своей повседневной жизни? Почему?

Слайд 12

Вопросы и задания к группе 4

Вопросы и задания к группе 4

ž«Нарисуйте» портрет свободного человека. Объясните выбор тех качеств, которыми вы наделили свободного человека.

žПопробуйте продолжить фразу: «Я свободе, так как .»

žПочему философы полагают, что, ставя вопрос «Свобода от», человек находится лишь на исходном пункте свободы?

žСогласны ли вы с ними?

žПочему они говорят о том, что следующим, более высоким этапом развития человеческой личности должна быть иная формула: «Свобода для»?

žКак вы понимаете эту формулу?

žПри таком подходе речь идет о деиндивидуализации. А не противоречит ли это свободе? Не есть ли это ограничение свободы?

žВсе ли согласны с такой позицией?

žКакова ваша точка зрения? Какая из этих позиций и почему вам представляется правильной?

ž(По ходу работы на доске и в тетрадях выстраивается схема-конспект.)

Слайд 13

В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в отношении с необходимостью Способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать его в зависимости от природных и социальных сил, сохранять возможность для самоопределения, выбора своих действий и поступковДля человека родоплеменного общества быть свободным – значит, принадлежать роду, племени, быть своим Для человека индустриального общества свобода носит юридический характер и экономический смысл: свобода распоряжаться своими деятельными силами, своей личностью, владеть средствами самостоятельной жизни, обладать возможностью их создания

В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в отношении с необходимостью

Слайд 14

свобода

свобода

Слайд 15

свобода

свобода

Слайд 16

выбор

выбор

Слайд 17

Свободное общество

Свободное общество

 

žСоставьте проект «Свободное общество».

žРазбившись на группы, создайте свои проекты.

žИтог урока:

ž-К чему может привести неограниченная свобода выбора?

ž-какова связь понятий свобода и ответственность?

ž-Как вы считаете, какова должна быть роль государства в поддержании прав и свобод личности в обществе?

ž-А как граждане могут гарантировать свободу друг друга?

žДомашнее задание: 16