Руководство по изучению курса «Менеджмент»

Слайд 1

к.э.н., доцент кафедры

к.э.н., доцент кафедры

менеджмента ИЭФ

Чистякова Наталья Олеговна

Руководство по изучению курса «Менеджмент»

Слайд 2

Основные разделы курса

Основные разделы курса

МОДУЛЬ 1. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Тема 1. Менеджмент как вид деятельности.

Понятие менеджмента. Принципы менеджмента. Функции менеджмента. Характеристика труда менеджера. Структура труда менеджера. Соотношение функций менеджера и уровней управления.

2

Слайд 3

Основные разделы курса

Основные разделы курса

Тема 2. История развития менеджмента

Истоки возникновения менеджмента. Развитие управления как науки. Школы менеджмента. Научное управление. Концепция бюрократии. Классическое управление. Доктрина человеческих отношений. Поведенческие науки.

Тема 3. Современные подходы к менеджменту

Современные концепции менеджмента с точки зрения количественного, процессного, системного и ситуационного подхода. Вклад в современную науку менеджмента концепций различных школ и подходов. Система взглядов на управление в России в современных условиях.

3

Слайд 4

Основные разделы курса

Основные разделы курса

МОДУЛЬ 2.

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Тема 4. Общие характеристики организации

Понятие организации и ее место в менеджменте. Формальные и неформальные организации. Жизненный цикл организации. Внутренняя и внешняя среда организации. Организация как открытая социально-экономическая система. Критерии результативности организации.

4

Слайд 5

Основные разделы курса

Основные разделы курса

Тема 5. Цели организации. Миссия организации. Выработка и примерное содержание миссии. Понятие и виды целей. Целеполагание. Правила построения дерева целей. Примерное содержание дерева целей приборостроительного предприятия. Управление по целям (по результатам). Этапы процесса управления по целям.

Тема 6. Формирование взаимодействия и построение организации. Функция организации как создание реальных условий для достижения целей. Организация взаимодействия между линейными, функциональными и штабными полномочиями. Делегирование полномочий. Полномочия и ответственность. Власть и пределы полномочий. Соотношение централизации и децентрализации в структуре менеджмента.

5

Слайд 6

Основные разделы курса

Слайд 7

Основные разделы курса

Основные разделы курса

МОДУЛЬ 3.

ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Тема 7. Планирование в менеджменте. Принципы, методы и типы планирования. Планирование стратегии. Процесс выбора стратегии. Формирование и реализация стратегии. Структура и технология разработки системы планирования. Планирование производства и реализации продукции. Планирование затрат. Планирование себестоимости продукции предприятия приборостроения. Составление баланса расходов и доходов

7

Слайд 8

Основные разделы курса

Основные разделы курса

Тема 8. Мотивация персонала. Понятие и элементы мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Модель процесса мотивации. Современные подходы к мотивации персонала в зарубежных странах.

Тема 9. Стиль руководства. Понятие и виды стилей руководства. Содержание и особенности труда менеджера. Оценка деятельности менеджера. Совершенствование стиля руководства менеджера

8

Слайд 9

Основные разделы курса

Основные разделы курса

МОДУЛЬ 4. СВЯЗУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗАЦИИ

Тема 10. Принятие управленческих решений. Понятие и виды решений. Запрограммированные и незапрограммированные решения. Процесс принятия рационального решения. Технология подготовки и принятия решений. Проблемы и их решение. Разработка вариантов решений. Организация выполнения принятого решения. Управленческое решение и ответственность.

Тема 9. Коммуникации в менеджменте. Понятие, виды и средства коммуникаций. Коммуникационный процесс и его этапы. Развитие коммуникаций на современном этапе.

9

Слайд 10

МОДУЛЬ 5. МАРКЕТИНГ

МОДУЛЬ 5. МАРКЕТИНГ

Тема 12. Сущность маркетинга. Понятие маркетинга. Эволюция маркетинговых концепций. Функции маркетинга. Предмет и объект маркетинга.

Тема 13. Методы маркетинговых исследований. Понятие, виды и методы маркетинговых коммуникаций. Виды исследований. Наблюдение. Эксперимент. Опрос. Интервью.

10

Слайд 11

МОДУЛЬ 5. МАРКЕТИНГ

МОДУЛЬ 5. МАРКЕТИНГ

Тема 14. Методы продвижения продукции. Понятие продвижения. Формирование бюджета продвижения. Методы продвижения продукции: реклама, паблисити, метод личных продаж, стимулирование сбыта.

Тема 15. Методы исследования рынка. Понятие рынка. Способы сегментирования рынка. Изучение потребительских предпочтений. Формирование спроса на товар. Исследование рынка. Составление маркетинг-плана.

11

Слайд 12

Формы работы студента в течении семестра по изучению курса

Формы работы студента в течении семестра по изучению курса

Посещение лекционных занятий.

Анализ материала лекций и чтение основной и дополнительной литературы.

Подготовка к практическому занятию.

Посещение практического занятия.

Составление отчета по практическому занятию.

Подготовка к рубежному контролю (тесту).

Формирование личного портфолио по дисциплине.

Написание курсовой работы.

12

Слайд 13

Виды практических занятий

Виды практических занятий

Деловые игры и case-study

Тренинги-семинары

Видео-курсы

Презентация теоретического материала студентами.

13

Слайд 14

Основная литература по курсу

Основная литература по курсу

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. — Основы менеджмента: Учебное пособие (пер. с англ., под ред. Медведь О.И.) Изд. 3-е , 2008г. — ИД Вильямс, 672c.

Наумов А.И., Виханский О.С. — Менеджмент: Учебник для вузов Изд. 4-е, перераб., доп. , 2008г. — Экономистъ, 670c.

3. Котлер Ф. и др. Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е европ. Изд. –М.; СПб: Издат. Дом «Вильямс», 1998.

4. Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учебное пособие /Пер. с нем. А.М. Макарова — М.: Высшая школа, 1995.

5. Дибб С., Симкин Л., Бредли Дж. Практическое руководство по маркетинговому планированию. – СПб: Питер,2001

.

14

Слайд 15

Дополнительная литература для самостоятельного чтения

Дополнительная литература для самостоятельного чтения

Морита А. Сделано в Японии. -М.: Прогресс, 1990. Сделано в Японии. Изд.: АЛЬПИНА БИЗНЕС БУКС, 2007

Слоан А. П. Мои годы с «Дженерал моторc».

Форд Г. Моя жизнь. Мои достижения. — Мн:Попурри, 2004, 352c.

Якокка Л., Новак У. Карьера менеджера: Бестселлер, ставший вехой в истории: Новая ред. (пер. с англ. Борич С.Э.) Изд. 1-е/ 2-е/ 3-е , — Попурри, 2007, 544c.

Вламис Э., Смит Б. Бизнес путь: YAHOO! Секреты самой популярной в мире Интернет-компании.- СПб.: Изд. «Крылов»,2003г, 208с

Гейтс Билл Дорога в будущее -М., Русская редакция, 1996.

Герстнер Л.В. — Кто сказал, что слоны не умеют танцевать?: Возрождение корпорации IBM: Взгляд изнутри (пер. с англ. Шалунова М.) — Альпина Паблишер, 2003, 320c.

15

Слайд 16

Дополнительная литература для самостоятельного чтения

Дополнительная литература для самостоятельного чтения

Друкер П.Ф. Управление нацеленное на результаты/ Пер. с англ. — М, 2004.

Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. Пер. с англ. — М: АСТ /Астрель /Ермак, 2004

Исикава И. Японские методы управления качеством. м.: Экономика. 1988

Карнеги Э. История моей жизни, — РОССПЭН, 2007

Кернс Д.Т., Недлер Д.А. Пороки во тьме, или рассказ о том как «Ксерокс» восстал из пепла и дал бой японцам, -Спб:Азбука-Терра,1998

Мерриден Т. Бизнес путь: NOKIA. Секреты успеха самой быстроразвивающейся компании в мире. — СПб.: Изд. «Крылов»,2003г, 192с

16

Слайд 17

Дополнительная литература для самостоятельного чтения

1Бурцева Т.А., Сизов В.С., Цень О.А. Управление маркетингом. – М: изд. «Экономистъ», 2005, с. 223

2. Гилбрет А. Черчиль. Маркетинговые исследования. – СПб:

Издательство «Питер», 2000.

3. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. – М.: Изд-во 24

“Финпресс”, 1999.

4. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. Изд. 2-е перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2001.

Крофт М. Дж. Сегментирование рынка. – СПб: Питер, 2001.

5. Крюков А. Управление маркетингом. – М: изд. «Кнорус», 2006, с. 368

6. Маркетинг, ориентированный на стоимость/Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Питер, 2001.

7. Маркетинг: Учеб. Пособие/Под ред. А.М. Немчина, Д.В. Минаева. – СПб: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2001

17

Слайд 18

ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА ПО КУРСУ

ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА ПО КУРСУ

«МЕНЕДЖМЕНТ»

18

Слайд 19

!!!

!!!

Портфолио по дисциплине – это совокупность материалов, разработанных и собранных студентом самостоятельно, демонстрирующих его прогресс в изучении и понимании дисциплины.

Каждый документ должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного процесса

19

Слайд 20

Структура портфолио по дисциплине «Менеджмент»

Структура портфолио по дисциплине «Менеджмент»

Лист целей, которых студент хотел бы достигнуть после изучения данной темы;

Список прочитанной основной и дополнительной литературы по курсу;

Эссе на каждое прочитанное произведение из дополнительной литературы. (Что я для себя вынес из данной книги? Какие методы управления использовались на данном предприятии? Что стало залогом успеха? Что послужило поводом для неудач? и т.д.);

Отчет о проведении деловой игры;

Анализ кейса или конкретной ситуации;

Тесты по курсу ( с оценкой);

Оценочные формы по презентации (оценки других студентов).

Контрольные работы (с оценкой);

Презентация докладов студента;

Копии статей из журналов, прочитанные и проанализированные студентом.

20

Слайд 21

21

21

Слайд 22

Критерии оценивания результатов обучения

Критерии оценивания результатов обучения

22

Основные разделы курса

6

Тема 6. Формирование взаимодействия и построение организации. Построение организаций. Элементы организационной структуры управления. Линейная, линейно-функциональная, линейно-штабная структуры управления. Функциональная и дивизиональная структуры. Матричная структура. Проектирование организационных структур на предприятиях.