Основы менеджмента
Слайд 1
Тема 3. Методологические основы менеджмента: цель, задачи, принципы, методы, функции.
Елбаев Ю.А. к.п.н., доцент,
кафедра менеджмента и маркетинга
Слайд 2
Учебные вопросы
1. Основные понятия менеджмента.
2. Модель и роли менеджера.
3. Цели, задачи и принципы менеджмента.
4. Основные функции менеджмента.
Слайд 3
Основные понятия менеджмента.
manage (заведовать, руководить),
manager (заведующий, руководитель),
management (управление).
Термин «менеджмент» не является точным синонимом русскому термину «управление».
Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой.
Менеджмент — всегда управление людьми.
Слайд 4
Значения термина «менеджмент»
1. Менеджмент как вид трудовой деятельности.
2. Менеджмент как процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами.
3. Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров.
4. Менеджмент — это категория людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.
5. Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми.
6. Менеджмент – это не только наука, но и искусство управления.
7. Менеджмент – это практика реального управления и ее осмысление.
8. Менеджмент – это учебная дисциплина, посвященная управлению.
Слайд 5
Субъект менеджмента
представляет собой человека или группу людей, которые осуществляют управленческие воздействия в рамках организации и для реализации ее целей и задач.
Слайд 6
Объект менеджмента
Это все то, на что направлены управленческие воздействия субъекта менеджмента в рамках организации и для реализации ее целей и задач:
человеческие ресурсы организации, представителями которых выступает персонал, подчиненные;
поставщики ресурсов для организации;
конкуренты;
информационное обеспечение, примером которого могут служить организация и налаживание локальных сетей, поддержание программного обеспечения в работоспособном состоянии и т. д.;
финансы организации, т. е. непосредственно финансово-денежные потоки и управление ими;
социально-экономическая ситуация в стране;
инфраструктура региона и др.
Слайд 7
Модель и роли менеджера
Менеджер — это специалист в области управления, наемный управляющий, организующий работу предприятия, руководящий деятельностью подчиненных ему работников и выполняющий одновременно определенные управленческие функции.
Слайд 8
Модель менеджера Альфреда Слоуна (1920-е г.г.)
умение управлять на основе опыта, знаний, воображения;
приверженность к фактам и неустанный поиск истины;
открытость мышления и стремление к беспрестанному анализу;
готовность идти на риск, предварительно рассчитав его цену;
справедливость и уважение прав других людей и целей также организации;
принципиальность и стремление отстаивать свою точку зрения;
лояльность и готовность пожертвовать личным в интересах дела;
движение вперед и создание условий для лучшего выбора.
Слайд 9
Управленческие роли (Г. Минцберг)
Слайд 10
Функции менеджера (П. Друкер)
Определение целей организации и путей их достижения
Организация работы персонала компании
Создание системы мотивации и координирования деятельности работника
Анализ деятельности работника и контроль за работой персонала
Обеспечение роста людей в организации
Слайд 11
Цели, задачи и принципы менеджмента
Главные цели менеджмента:
управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку.
выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени.
достижение намеченных результатов, т. е. обеспечение определенного уровня прибыли.
постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем.
Слайд 12
Основные задачи менеджмента
организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов;
переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;
определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
разработка стратегии развития организации и реализация;
определение целей развития организации;
выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.
Слайд 13
Принципы менеджмента
это закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, проявляющиеся при постановке практических задач управления.
это правила, основные положения, нормы, которыми руководствуются менеджеры в практической деятельности.
Слайд 14
Пять принципов менеджмента
сочетание специализации и универсализации в управлении (при управлении должно обеспечиваться оптимальное соотношение между специализацией и универсализацией);
устойчивость к внешней среде (при изменении отдельных элементов микро- и макросреды предприятия система управления должна продолжать функционировать и выполнять поставленные цели);
экономичность управления (при выборе способов и средств для осуществления управления и достижения цели необходимо ограничивать затраты: трудовые; материальные; временные; финансовые; моральные);
эффективность управления;
сочетание централизации и децентрализации в управлении (в каждой системе управления должен быть оптимальный уровень централизации (децентрализации) соответствующих функций).
Слайд 15
Классификация методов менеджмента
Общенаучные:
Экономические:
Социально-психологические:
Слайд 16
Общенаучные методы
Слайд 17
Моделирование Предполагает применение моделей для решения управленческих проблем.
Эксперимент Эксперимент – научно поставленный опыт на базе разработанной методики с целью проверки тех или иных гипотез.
Конкретно-исторический подход. Предполагает рассмотрения каждого явления в динамике. Проблемы на каждой стадии отличаются, что требует выбора методов, наиболее соответствующих объективным законам.
Методы социологических исследований Используются при решении проблем, связанных с людьми в организации (опросы, наблюдения, изучение документов).
Общенаучные методы
Слайд 18
Экономические методы
предполагают косвенное воздействие на объект управления.
своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается денежными выплатами, зависящими от достигнутого результата.
Метод материального стимулирования.
Метод материальных санкций.
Слайд 19
Социально-психологические методы
формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе,
раскрытие личных способностей каждого работника,
помощь работнику в совершенствовании, что в конечном итоге ведет к его максимальной самореализации.
Слайд 20
Основные функции менеджмента.
Планирование — непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей (развития организации и ее подразделений), определения средств и последовательности их достижения, а также выявления и распределения ресурсов.
Планирование — процесс принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить неопределенность.
Слайд 21
Задачи планирования
1. Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и ее элементов
2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития
3. Координация деятельности структурных подразделений и работников организации
4. Создание объективной базы для эффективного контроля
5. Стимул трудовой активности персонала
6. Информационное обеспечение работников.
Слайд 22
Принципы планирования
непрерывность
реализм
координация и интеграция
экономичность
создание необходимых условий для выполнения плана
Слайд 23
Стратегическое планирование
набор действий и решений , предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей (термин введен в 70-е годы).
Слайд 24
Функция организации
определение рациональных форм разделения труда
распределение работы среди работников, групп работников подразделений
разработка структуры органов управления
Слайд 25
Руководство и лидерство
Влияние — поведение индивида, которое вносит изменения в поведение и отношения другого индивида или группы
Лидер — член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников
Лидерство — есть механизм воздействия индивида на групповую деятельность в условиях сознательного принятия и поддержки его действий со стороны группы
Лидерство — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе
Подходы к пониманию лидерства
Теория черт
Поведенческие теории лидерства
Ситуационные теории лидерства
Слайд 26
Отличия менеджера от лидера (по О. Виханскому и А. Наумову)
Слайд 27
Функция контроля
Контроль — это процесс обеспечения достижения целей организации
Контроль — постоянный процесс, обеспечивающий достижение организацией принятых целей развития путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем
Контроль — комплексная функция, включающая в себя функции учета, оценки, анализа.
Слайд 28
Задачи контроля
Сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция – учет)
Оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов — плановых заданий, нормативов (функция — оценка).
Анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция — анализ).
Прогнозирование последствий сложившейся ситуации, обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий
Слайд 29
Виды контроля
По уровню: стратегический, тактический, оперативный.
По времени: предварительный, текущий, заключительный.
По объекту: финансовый, производственный, маркетинговый, кадровый, качества, материальных средств и т.п.
По субъекту: внешний — осуществляемый руководством или специальными сотрудниками – контролерами, внутренний — осуществляемый самими работниками.