Основы менеджмента

Слайд 1

Тема 3. Методологические основы менеджмента: цель, задачи, принципы, методы, функции.

Тема 3. Методологические основы менеджмента: цель, задачи, принципы, методы, функции.

Елбаев Ю.А. к.п.н., доцент,

кафедра менеджмента и маркетинга

Слайд 2

Учебные вопросы

Учебные вопросы

1. Основные понятия менеджмента.

2. Модель и роли менеджера.

3. Цели, задачи и принципы менеджмента.

4. Основные функции менеджмента.

Слайд 3

Основные понятия менеджмента.

Основные понятия менеджмента.

 

manage (заведовать, руководить),

manager (заведующий, руководитель),

management (управление).

Термин «менеджмент» не является точным синонимом русскому термину «управление».

Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой.

Менеджмент — всегда управление людьми.

Слайд 4

Значения термина «менеджмент»

Значения термина «менеджмент»

 

1. Менеджмент как вид трудовой деятельности.

2. Менеджмент как процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами.

3. Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров.

4. Менеджмент — это категория людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.

5. Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми.

6. Менеджмент – это не только наука, но и искусство управления.

7. Менеджмент – это практика реального управления и ее осмысление.

8. Менеджмент – это учебная дисциплина, посвященная управлению.

Слайд 5

Субъект менеджмента

Субъект менеджмента

 

представляет собой человека или группу людей, которые осуществляют управленческие воздействия в рамках организации и для реализации ее целей и задач.

Слайд 6

Объект менеджмента

Объект менеджмента

 

Это все то, на что направлены управленческие воздействия субъекта менеджмента в рамках организации и для реализации ее целей и задач:

человеческие ресурсы организации, представителями которых выступает персонал, подчиненные;

поставщики ресурсов для организации;

конкуренты;

информационное обеспечение, примером которого могут служить организация и налаживание локальных сетей, поддержание программного обеспечения в работоспособном состоянии и т. д.;

финансы организации, т. е. непосредственно финансово-денежные потоки и управление ими;

социально-экономическая ситуация в стране;

инфраструктура региона и др.

Слайд 7

Модель и роли менеджера

Модель и роли менеджера

Менеджер — это специалист в области управления, наемный управляющий, организующий работу предприятия, руководящий деятельностью подчиненных ему работников и выполняющий одновременно определенные управленческие функции.

Слайд 8

Модель менеджера Альфреда Слоуна (1920-е г.г.)

Модель менеджера Альфреда Слоуна (1920-е г.г.)

умение управлять на основе опыта, знаний, воображения;

приверженность к фактам и неустанный поиск истины;

открытость мышления и стремление к беспрестанному анализу;

готовность идти на риск, предварительно рассчитав его цену;

справедливость и уважение прав других людей и целей также организации;

принципиальность и стремление отстаивать свою точку зрения;

лояльность и готовность пожертвовать личным в интересах дела;

движение вперед и создание условий для лучшего выбора.

Слайд 9

Управленческие роли (Г. Минцберг)

Управленческие роли (Г. Минцберг)

 

Слайд 10

Функции менеджера (П. Друкер)

Функции менеджера (П. Друкер)

 

Определение целей организации и путей их достижения

Организация работы персонала компании

Создание системы мотивации и координирования деятельности работника

Анализ деятельности работника и контроль за работой персонала

Обеспечение роста людей в организации

Слайд 11

Цели, задачи и принципы менеджмента

Цели, задачи и принципы менеджмента

 

Главные цели менеджмента:

управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку.

выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени.

достижение намеченных результатов, т. е. обеспечение определенного уровня прибыли.

постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем.

Слайд 12

Основные задачи менеджмента

Основные задачи менеджмента

 

организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов;

переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;

определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

разработка стратегии развития организации и реализация;

определение целей развития организации;

выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

Слайд 13

Принципы менеджмента

Принципы менеджмента

 

это закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, проявляющиеся при постановке практических задач управления.

это правила, основные положения, нормы, которыми руководствуются менеджеры в практической деятельности.

Слайд 14

Пять принципов менеджмента

Пять принципов менеджмента

 

сочетание специализации и универсализации в управлении (при управлении должно обеспечиваться оптимальное соотношение между специализацией и универсализацией);

устойчивость к внешней среде (при изменении отдельных элементов микро- и макросреды предприятия система управления должна продолжать функционировать и выполнять поставленные цели);

экономичность управления (при выборе способов и средств для осуществления управления и достижения цели необходимо ограничивать затраты: трудовые; материальные; временные; финансовые; моральные);

эффективность управления;

сочетание централизации и децентрализации в управлении (в каждой системе управления должен быть оптимальный уровень централизации (децентрализации) соответствующих функций).

Слайд 15

Классификация методов менеджмента

Классификация методов менеджмента

 

Общенаучные:

Экономические:

Социально-психологические:

Слайд 16

Общенаучные методы

Общенаучные методы

 

Слайд 17

Моделирование Предполагает применение моделей для решения управленческих проблем.

Моделирование Предполагает применение моделей для решения управленческих проблем.

Эксперимент Эксперимент – научно поставленный опыт на базе разработанной методики с целью проверки тех или иных гипотез.

Конкретно-исторический подход. Предполагает рассмотрения каждого явления в динамике. Проблемы на каждой стадии отличаются, что требует выбора методов, наиболее соответствующих объективным законам.

Методы социологических исследований Используются при решении проблем, связанных с людьми в организации (опросы, наблюдения, изучение документов).

Общенаучные методы

Слайд 18

Экономические методы

Экономические методы

 

предполагают косвенное воздействие на объект управления.

своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается денежными выплатами, зависящими от достигнутого результата.

Метод материального стимулирования.

Метод материальных санкций.

Слайд 19

Социально-психологические методы

Социально-психологические методы

 

формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе,

раскрытие личных способностей каждого работника,

помощь работнику в совершенствовании, что в конечном итоге ведет к его максимальной самореализации.

Слайд 20

Основные функции менеджмента.

Основные функции менеджмента.

 

Планирование — непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей (развития организации и ее подразделений), определения средств и последовательности их достижения, а также выявления и распределения ресурсов.

Планирование — процесс принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить неопределенность.

Слайд 21

Задачи планирования

Задачи планирования

 

1. Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и ее элементов

2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития

3. Координация деятельности структурных подразделений и работников организации

4. Создание объективной базы для эффективного контроля

5. Стимул трудовой активности персонала

6. Информационное обеспечение работников.

Слайд 22

Принципы планирования

Принципы планирования

 

непрерывность

реализм

координация и интеграция

экономичность

создание необходимых условий для выполнения плана

Слайд 23

Стратегическое планирование

Стратегическое планирование

 

набор действий и решений , предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей (термин введен в 70-е годы).

Слайд 24

Функция организации

Функция организации

 

определение рациональных форм разделения труда

распределение работы среди работников, групп работников подразделений

разработка структуры органов управления

Слайд 25

Руководство и лидерство

Руководство и лидерство

 

Влияние — поведение индивида, которое вносит изменения в поведение и отношения другого индивида или группы

Лидер — член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников

Лидерство — есть механизм воздействия индивида на групповую деятельность в условиях сознательного принятия и поддержки его действий со стороны группы

Лидерство — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе

Подходы к пониманию лидерства

Теория черт

Поведенческие теории лидерства

Ситуационные теории лидерства

Слайд 26

Отличия менеджера от лидера (по О. Виханскому и А. Наумову)

Отличия менеджера от лидера (по О. Виханскому и А. Наумову)

Слайд 27

Функция контроля

Функция контроля

 

Контроль — это процесс обеспечения достижения целей организации

Контроль — постоянный процесс, обеспечивающий достижение организацией принятых целей развития путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем

Контроль — комплексная функция, включающая в себя функции учета, оценки, анализа.

Слайд 28

Задачи контроля

Задачи контроля

 

Сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция – учет)

Оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов — плановых заданий, нормативов (функция — оценка).

Анализ причин отклонений и дестабилизирующих факто­ров, влияющих на результаты деятельности (функция — анализ).

Прогнозирование последствий сложившейся ситуации, обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий

Слайд 29

Виды контроля

Виды контроля

 

По уровню: стратегический, тактический, оперативный.

По времени: предварительный, текущий, заключительный.

По объекту: финансовый, производственный, маркетинговый, кадровый, качества, материальных средств и т.п.

По субъекту: внешний — осуществляемый руководством или специальными сотрудниками – контролерами, внутренний — осуществляемый самими работниками.